Виртуальный эйкос

Глава 3. Коммуникативная реальность и СМИ.

Смысл понятия «реальность» (лат. realis – вещественный) в том, что человек потенциально относится к окружающему его миру как к набору предметов, которыми он в состоянии манипулировать, т.е. как к вещному миру. Реальность – это освоенная человеком часть мироздания. Под манипулированием здесь понимается не только непосредственный физический контакт, но и перцепция (восприятие), а также осмысление. Человек опредмечивает все, к чему прикасается, с помощью органов чувств и все, о чем мыслит. К реальности следует отнести не только материальный мир, но и мир символов, образов и смыслов. Кроме реальности, мы обязаны признать также наличие ирреальности (низшая реальность) и трансреальности (высшая реальность), психологическое отражение которых совершается в форме предчувствия, предвосприятия, интуиции, инсайта, откровения. Различение высшей и низшей реальности обусловлено тем, что явления низшей реальности носят хаотизирующий, импульсивный характер, в основном инстинктивного витального свойства. В то время как высшая реальность привносит в индивидуальный психический мир новые планы духовного бытия.

Близким по смыслу является понятие «действительность». Однако реальность и действительность не одно и то же. Действительность предполагает реальность действия, которое делает реальность объективно (а не только субъективно) изменчивой.

Обитель человека – эйкос (oikus) является также вещью, может быть, важнейшей вещью для человека. Очевидно, эйкос не является чем-то незыблемым и постоянным:

• во-первых, он для каждого свой;

• во-вторых, отличный для каждого социума;

• в-третьих, общечеловеческий эйкос XX века не такой, каким он был в XIX веке, а в XIX он был не такой, каким был до Рождества Христова.

Обитаемый мир, с одной стороны, находится в постоянном становлении, а с другой – каждый человек одновременно существует во множестве эйкосов. Отсюда и появляется идея полионтологичности бытия, т.е. предположение об одновременном существовании во множестве вещных миров. Потенциальная изменчивость эйкоса позволяет ввести понятие виртуального эйкоса.

Виртуальный эйкос – часть космоса (мира), которая осознается при нахождении в настоящий момент времени как обитаемая и отражается психикой в качестве освоенного психологического пространства (дома). Его размеры могут колебаться от физических размеров человеческого тела и даже отдельных органов тела (когда, например, все внимание сосредоточено на физической боли) до обозримых мысленно бесконечных пределов Вселенной.

Означает ли виртуальный характер эйкоса, что понятие «дом» размывается и человек теряет ориентацию?

Подобное действительно происходит в измененных состояниях сознания, а также при некоторых психических заболеваниях. В норме же существует психический механизм, позволяющий отделять центр от периферии, т.е. чувствовать себя именно в том доме и мире, который является наиболее реальным в данный момент. Это механизм актуализации, который проще всего выразить принципом «здесь и теперь». Для его применения психика человека должна уметь ориентироваться в пространстве и во времени, следовательно, быть способной адекватно отражать пространственно-временные отношения реальности. Но поскольку каждый актуализированный виртуальный эйкос задает свои пространственно-временные отношения, их отражение в психике достаточно сильно может отличаться от моделей этих фундаментальных категорий, предлагаемых натурфилософией и естественнонаучным знанием. Это отчетливо иллюстрируют, например, пространственно-временная метрика сновидений, а также произведения художественного творчества. Всегда, когда человеческая психика формирует образы пространства и времени, не используя при этом шаблонов рационального знания, создается геометрия, существенно отличная от эвклидовой и даже от геометрии Лобачевского.

Человек живет в обитаемом мире, а обитаемый мир – это не только освоенная, но и осмысленная реальность. Человек предполагает наличие смысла в том, что окружает его, будь то мебель в гостиной или галактические созвездия. Психика человека получает и обрабатывает информацию, поступающую извне, а результат обработки – новая информация возвращается в окружающую среду. Человек формирует и регулирует свою деятельность, совершая действия и производя вещи, которые отчуждаются от автора и погружаются в среду, что наполняет ее новыми смыслами. Так осуществляется информационный обмен между человеком и обитаемым миром.

Следовательно, рассматривая эйкос, полезно выделить тот его функциональный компонент, который будет отвечать за психологическое взаимодействие с индивидуальной психикой. Речь идет о психоинформационной модели эйкоса.

В эту модель необходимо включить:

• картину мира, представляющую сложную суперпозицию архетипов, сформированных в филогенезе, образов объектов, сформированных в процессе прохождения жизненного пути (онтогенеза), образов, взятых из социокультурной среды и родившихся в результате научения (науки). В целом картина мира представляет многослойное поле символов, знаков, образов, смыслов, каждый из которых по отдельности и в комбинации имеет свое значение и эмоциональную окраску;

• поток новых фактов, независимо поступающих из естественного природного окружения и искусственной среды;

• набор событий – реакций на человеческую деятельность, в том числе хозяйственную, научную, художественную и тому подобное;

• информацию, поступающую в результате интерактивного общения с другими людьми, культурными, научными, паранаучными и религиозными объектами;

• независимый информационный поток, поступающий по каналам социальных коммуникаций из социокультурной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: