Виртуальная реальность

Социальная среда.

Рис. 3.1. Психоинформационная модель эйкоса

На рис. 3.1 представлена психоинформационная модель эйкоса (возвратные стрелки означают интерактивный информационный обмен).

Эта модель центрирована психикой человека, вне которой рассматривать понятие «реальность» можно только как отвлеченную категорию.

Упрощенно аналогичную схему можно применить и к социальной группе, слою, сообществу, любому социальному объекту, то есть можно говорить о социоинформационной модели эйкоса.

В центре этой модели под Ψ (пси) следует понимать коллективное сознание и коллективное бессознательное, а под картиной мира – систему, включающую общественные мнения, ценности, теории, предрассудки, убеждения, идеологию, т.е. весь набор инструментов оценки и коммуникации с реальностью.

Картина мира в этом контексте сливается с понятием «социальная среда».

Социальная среда – комплекс подпространств (слоев, полей, уровней и т.п.), где актуализируется та или иная человеческая деятельность. Внутри ее устанавливаются коммуникативные связи и отношения.

Социальная среда формируется и актуализируется как коммуникативное пространство, функционирование которого не только обеспечивает координацию человеческой деятельности посредством механизмов коммуникации, трансляции или передачи информации, а также производства инноваций, но и играет роль интерфейса (подобно клавиатуре, мыши и экрану монитора) с внешним бытием, точнее, является таким интерфейсом.

Инструментами формирования отдельных сообществ и общества в целом являются различные коммуникационные средства: речь, знаковые системы, средства информации, информационно-коммуникативные технологии.

Попытаемся провести параллель между коммуникативным пространством и виртуальной реальностью. Для этого приведем этимологический анализ слова «виртуальность», осуществленный Н.А. Носовым[[9]].

Напомним, что латинское слово «virtus» означает «доблесть, необычное качество» и в античной литературе употребляется для обозначения боевой доблести, актуальной силы. В средневековой литературе употреблялось в значении «мощь». Как и в латинском языке, в санскрите глагол «vrtti» означает мгновенную беспрепятственную актуализацию психического акта в психике йогина. В старославянском глагол «верьти» означает кипеть, бурлить, имея в виду, в частности, кипение родника.

Корень «vrt» обозначает событие, творимое, порождаемое сейчас, в данный момент чьей-то активностью: воина ли, йогина ли, воды ли.

В отечественной науке виртуалистика появилась не так давно, однако достаточно быстро вызвала интерес у специалистов различных областей знаний: физиков, инженеров, психологов, философов, культурологов и т.п. Единообразного понимания ее предмета пока достигнуть не удалось, поэтому в данном вопросе мы будем придерживаться трактовки виртуальности, принятой в лаборатории виртуалистики Института человека РАН.

Виртуал – особая философская категория, стоящая в ряду таких категорий, как время, пространство, сущность и т.д.

Впервые в естественнонаучную картину мира виртуальность вошла через физику высоких энергий, которая ввела в качестве теоретического объекта частицы, существующие только во время акта взаимодействия других частиц. Эти актуально существующие частицы были названы виртуальными (от англ. virtual – фактически, реально существующий). Эти частицы не существуют до взаимодействия и исчезают после него. Именно поэтому они являются принципиально не регистрируемыми, так как факт регистрации, т.е. взаимодействия виртуальной частицы с прибором, означал бы, что это не виртуальная частица. Свойством этих частиц является актуальность существования, исключительно «здесь и сейчас», существование в данном однократном событии. У них нет иной формы бытия, кроме актуальной: ни потенциальной (они не являются составной частью взаимодействующих обычных частиц), ни превращенной (какого-либо следа от них не содержится в частицах, родившихся в результате взаимодействия). Проявление виртуальных частиц существенно изменило устоявшуюся картину мира и, как впоследствии выяснилось, нашло отражение и в других областях знания и человеческой деятельности.

Появление компьютера вызвало и актуализировало понятие виртуальной машины. Собственно компьютер и стал виртуальной машиной, так как его можно превращать в совершенно разные объекты: в пишущую машинку или калькулятор, в экспериментальный стенд или игровой автомат. Эти объекты каждый раз заново порождаются активностью работающего человека и существуют только во время работы с ними. Развитие компьютеров привело к появлению понятия «виртуальная реальность», которая в массовом сознании прочно ассоциируется с компьютерными играми. Однако сами игры явились в начале 1980-х годов побочным продуктом оборонных заказов на создание моделей и тренажеров управления сложной техникой, при разработке которых понадобилась формулировка новых принципов.

Идея виртуальности получает все более широкое признание в психологии. Есть масса конкретных понятий, основанных на идее виртуальности: виртуальный объект, виртуальный субъект, виртуальный образ, виртуальный дисплей, виртуальный прототип, виртуальное поле зрения и так далее.

Несмотря на сравнительно небольшой временной отрезок работы с виртуальными реальностями, уже появилось осознание, что они есть особый тип реальности, требующий специального философского, культурологического, социологического и психологического анализа.

Для уяснения того, что понимается под термином «виртуальная реальность», приведем выдержки из манифеста виртуалистики.

МИР ВИРТУАЛЕН.

Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать ее предметом научных исследований и практических преобразований.

Виртуальная реальность независимо от ее «природы» (физическая, психологическая, социальная, биологическая, техническая и пр.) имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.

В отличие от виртуальной порождающая реальность называется константной реальностью. Виртуальность и константность образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В виртуалистике виртуальность противопоставляется не субстанциональности, как это было в традиционной философии, а константности, и отношения между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью.

Неверно понимать виртуальность как нереальность (возможность, иллюзорность, потенциальность, воображение и т.п.), виртуальность есть другая реальность.

Поскольку отношения между виртуальной и константной реальностью относительны, а существовать реальностей в их взаимопорождении и свертывании может неограниченное количество, то вопрос о первичной и истинной реальности в виртуалистике снимается – все они равно истинны и равно реальны. Это положение виртуалистики именуется полионтологизм – существует много онтологически однозначных реальностей[[10]].

Признание виртуальности как особой философской категории, равной по значению категориям пространства, времени, вещества, энергии, информации и другим, ставит задачу описания его не только как формы психологического отражения, но и как сущности, которую можно обнаружить и вне психики.

Один из путей объективации виртуала открывается при попытках связать это понятие с понятием «коммуникация».

На мысль о том, что виртуал каким-то образом связан с коммуникацией, наводит ряд смысловых сопоставлений. Приведем некоторые из них:

• Виртуальная частица – агент взаимодействия (превращения) элементарных частиц – виртуальна онтологически, так как существует до тех пор, пока длится процесс взаимодействия, но не существует ни до того, как началось взаимодействие, ни после того, как процесс завершился. Так как процесс регистрации частицы есть процесс взаимодействия, виртуальная частица не регистрируется принципиально. Важно отметить, что физика оперирует объектом, само существование которого подрывает физическую парадигму: «Существует только то, что можно наблюдать».

• Присутствие в термине «виртуал» корня, переводящегося как доблесть, смелость и сила, проявляемая в бою. Virt существует только в со-бытии боя. До и после боя это качество деактуализируется. Если рассматривать бой как форму коммуникации, то virt здесь – это то, что обеспечивает эту коммуникацию.

• Невероятная популярность в обыденном сознании терминов «виртуальная реальность» и «виртуальный мир», связываемых с информационными и телекоммуникационными технологиями.

• Некоторые из выявленных свойств психологической виртуальной реальности, в частности порожденность виртуальной реальности, нерефлексируемость при погружении в нее, изменение статусов пространства и времени, переживаемые психикой впоследствии как факт свершения события или пребывания в со-бытии.

• Трактовка виртуальности как мистического состояния, при котором осуществляется контакт с сущностями, пребывающими в тонких (горних) мирах.

• Точечная фиксация виртуальности оператором «здесь и сейчас».

• Развитие в виртуалистике такого экзотического научного направления, каким является ангелология (ангел означает вестник).

• Понимание виртуальности как бытия в со-бытии, т.е. бытия в процессе коммуникации с кем-либо или с чем-либо.

Иными словами, везде, где речь идет о виртуале и виртуальности, одновременно говорится о связи, со-бытии, коммуникации. Таким образом, можно полагать, что:

Виртуал – коммуникатор, обеспечивающий рождение новых связей, в результате которого происходит трансформация реальности, а виртуальная реальность – мир активных коммуникаций, со-бытийность.

Однако в научном и философском дискурсе (да и в праксисе) правильнее было бы действовать наоборот – выводить коммуникацию из виртуала как из более общего понятия. В частности, такой подход позволил бы рассматривать коммуникацию, абстрагируясь от объектов коммуникаций, как это произошло в физике, когда понятие «эфир» – агент взаимодействия, было заменено на понятие «поле» – среда взаимодействия. Что же касается онтологии, то, вероятно, допустимо дополнить четырехмерную модель пространства-времени еще одним базисным вектором – виртуалом. Между прочим, одним этим дается адекватное описание идеи полионтологичности, а новое научное направление – коммуникативистика выводится на фундаментальный уровень.

Описанный подход продуктивен хотя бы том в плане, что с помощью него можно сформулировать целый ряд новых задач, имеющих как теоретическое, так и практическое значение:

• отношение коммуникации/виртуала и информации;

• проблема коммуникации смыслов, виртуальные механизмы процессов осмысления;

• оценка виртуальных характеристик искусственных коммуникационных сред (СМИ, интернет и т.п.);

• разработка общих способов описания и исследования виртуальных/коммуникативных реальностей, технологии их порождения, поддержки, трансформации, уничтожения, что, например, осуществляется в технологиях PR и мифодизайна;

• оценка влияния на индивидуальную психику тех или иных виртуальных/коммуникативных технологий. Проблема психологических загрязнений и психологической безопасности;

• оценка влияния виртуальной и информационной деятельности человека на окружающий мир – социум, биоту, физическую реальность;

• создание математического аппарата, способного описывать новую онтологическую категорию – виртуал;

• наконец, оценка парадигмального потенциала виртуалистики, т.е. выявление тех ее идей, которые войдут в формирующуюся новую общенаучную парадигму.

Нет необходимости доказывать, что предметом деятельности журналистики как раз и является виртуал-коммуникация как в локальном – виртуальные реальности отдельных коммуникаций, так и в глобальном – полионтологическая картина мира, плане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: