Акты прямого народного волеизъявления
Указы президента, как источники К права
Постановления, как источники К права
Постановления правительства РФ (ст. 115 К РФ – на основе и во исполнении К РФ федеральных закона, нормативных указов президента, правительства издает постановления и распоряжения).
1. Постановления Правительства имеет подзаконный характер.
Постановления и распоряжения правительства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Если постановления и распоряжения правительства противоречат К РФ, ФЗ и Указам президента, то они могут быть отменены президентом РФ (ч. 3 ст. 115). Президент – гарант конституции.
2. Постановления Государственной думы (ч. 3 ст. 102 устанавливает, что Совет Федерации по вопросам своей компетенции принимает постановления).
3. Государственная дума согласна ч. 3 ст. 103 так же принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов ГД.
Ст. 90 К РФ устанавливает, что Президент издает указы и распоряжения.ё
1. Указы обязательны для исполнения на всей территории РФ.
2. Указы имеют подзаконный характер поскольку они не должны противоречить К РФ и ФЗ.
3. Указы можно классифицировать на нормативные указы президента и на ненормативные.
Нормативные указы Президента связаны с конкретизацией действия законодательства и регулируют порядок предоставленных президенту полномочий. Нормативные указы действуют в отношении неопределённого круга лиц.
Ненормативные указы издаются, по вопросам применения права, в частности:
1. Назначение должностных лиц.
2. Награждение орденами и медалями.
3. Присвоение воинских и иных званий.
4. Помилование.
5. Предоставление гражданства (Жерар Депардье).
Источниками К права – нормативные указы президента.
Ч. 3 ст. 3 К РФ устанавивает, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
В настоящее время к источникам К права относятся:
Ø Решения, принятые на референдуме.
Ø итоги выборов.
Ø решения на сходах граждан (на уровне местного самоуправления).
Декларация – это документ, имеющий учредительный характер. В зависимости от юридической значимости и правовым последствиям выделяют два типа деклараций:
1. Декларации, которые предопределяют содержание будущей конституции и знаменуют начало новой государственности. # Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года.
2. Декларации, в которых определяется концептуально значимое отношение государства к регулированию определенных государственно или общественно значимых вопросов.# Декларация «О языках народов России» от 25 декабря 1991 года. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.
Договоры и соглашения, как источники К права (внутригосударственные договоры)
Необходимость заключения данных договоров обусловлена, прежде всего, федеративным устройством России. В конституционно-правовой практике известны два типа договоров:
1. Договоры учредительные (государство образующие договоры).
#Договор об образовании СССР 1922 года (РСФСР, Закавказье, Украина, Белоруссия).
# Договор от 8 декабря 1991 года по созданию союзного государства Белоруссии и России.
2. Договоры о разграничении предметов ведений и полномочий
# Федеративный договор от 31 марта 1992 года, который состоит из 3х договоров.
Ратифицированные международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права
Ч. 4 Ст. 15 К РФ