Юридическое обеспечение

Кадры.

Информация.

3.1. Принципы сбора информации. Организация информационных потоков.

3.2. Направление аналитических исследований. Мониторинг и прогнозирование.

3.3. Планирование.

3.4. Отчетность.

4.1. Высший уровень управления.

4.2. Средний менеджерский состав.

4.3. Создание системы подготовки менеджеров.

5. Перспективное развитие.

5.1. Развитие инноваций и технологий.

5.2. Техническая политика и развитие производства.

5.3. Изучение рынков других муниципальных образований.

5.4. Выход в новые сферы деятельности и захват смежных рынков.

5.5. Комплексный подход к сервису и поставкам.

6.1. Базовые юридические документы.

6.2. Стандарты.

6.3. Прогнозирование изменений в законодательстве с целью выработки опережающих действий и повышения конкурентоспособности объектов корпоративной собственности.

6.4. Правовая защита населения.

Стратегия формирования корпоративной собственности зависит от ее стартовых позиций. Очевидно, что при одинаковых по формулировкам целях разные объекты управления достигают их по-разному, что также должно находить отражение в документах стратегического планирования.

Важной задачей управления является определение внутренней структуры аппарата корпоративного управления, упорядоченность функций, ролей, полномочий и ответственности, посредством которых организация осуществляет свою деятельность.

Корпоративное управление формированием собственности муниципальных образований представляет собой один из экономических методов управления, строящийся на основе анализа внешней и внутренней среды, с учетом стратегических целей и конкретных задач, распределения имеющихся ресурсов, людей, капиталов, технологий, информации для поступательного социально-экономического развития муниципальных образований и повышения на этой основе качества жизни их жителей.

Решение вопроса об эффективном собственнике связано, во-первых, с определением принципов реализации такой социальной, экономической правовой категории, как отношения собственности; во-вторых, с разработкой механизма их реализации на уровне муниципальных образований; в-третьих, с местом и ролью органов местного самоуправления в этом процессе.

В связи с этим:

1. Органы местного самоуправления должны определить для себя тип управления собственностью. В мировой практике известны несколько типов управления муниципальной собственностью. Для эффективного управления собственностью в наибольшей мере подходит корпоративный тип управления.

2. Корпоративное управление муниципальной собственностью строится на принципах:

- Равного и совместного владения;

- Договорных отношений;

- Преемственности.

3. Механизмом, реализующим корпоративный тип управления муниципальной собственностью, в частности, являются инновационные технологии, создание социально-финансовых групп (см. гл. 7)

4. Формирование корпоративного типа управления муниципальной собственностью регламентируется органами местного самоуправления. Для этого ими разрабатываются стратегия и инфраструктура экономического самообразования муниципальных образований.

Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие сочетания федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии региона. В соответствии с этим развитие региона представляется как обеспечение устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации функционирования территориальных образований. При этом следует иметь ввиду, что системное качество такого рода достижимо далеко не сразу практически все современные территориальные образования являются своеобразным типом конгломератных структур (конгломерат – объединение разнопрофильных фирм, обладающих высокой самостоятельностью и децентрализацией управления). Для таких структур единство и целостность, системность (в том числе и применительно социальной ориентации) следует рассматривать лишь как «идеальное» состояние.

Такое понимание регионального развития принципиально отличает его от процессов промышленного роста. Например, нельзя отнести к подлинному региональному развитию одностороннее насыщение территории промышленными объектами. Системное регулирование регионального развития – это сознательно организуемая совокупность социальных, экономических, административных, идеологических, правовых и других взаимодействий на условия, приоритеты и ограничения трансформации отдельных территориальных образований и взаимосвязей между ними с целью разрешения территориально – хозяйственных, административно – территориальных противоречий и обеспечения на этой основе воспроизводства регионального потенциала как системы.

Возможны три варианта развития территорий:

1. Развивать и поддерживать передовые и богатые, а остальные могут существовать за счет богатых (пример - США).

2. Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример - Германия).

3. Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (пример – страны Скандинавии).

Социальная доминанта территориального развития должна быть устойчиво сбалансирована с природными, экономическими и другими ресурсами территории. Ведь временное благополучие может быть получено и за счет строительства атомного полигона, и за счет хищнической эксплуатации природных ресурсов.

Все указанные составляющие, взаимосвязанные и взаимосвязанные и взаимозависимые, являются звеньями одной системы-устойчивого развития. Игнорирование любой составляющей может привести к невозможности функционирования всей системы в режиме развития.

В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

- выбор объектов регулирования;

- определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

- определение критериев оценки состояния социальной сферы;

- выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;

- регламентация отношений региональных органов управления с федеральным.

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

Формы социальной защиты подразделяются на пассивные (материальная поддержка) и активные (создание новых рабочих мест, переподготовка специалистов, экологические программы, помощь в упрочении социального статуса личности и др.). Наиболее адекватны методом реализации функции социальной защиты населения выступает программно-целевой метод.

Проводя политику регионального развития, органы разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к управлению развитием социальной сферы.

В общем виде функции органов управления в социальной сфере заключаются в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения.

Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально – экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

Очень важно использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные ее сути и содержанию.

Таким критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Согласно принятой ООО международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и соответствующими показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образования, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение. одежда, отдых и свободное время, права человека.

Концепция качества жизни обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей. Причем речь идет осознанием реальности.

Таким образом логика управления развитием социальной сферы региона предполагает решения многофакторной управленческой задачи: как при имеющихся ресурсах обеспечить максимальное приращение наиболее значимых показателей уровня и качества жизни, которое разделялось бы населением и отражалось бы в общественном мнении?

Выбор инструментов управления развитием социальной сферы регионов Российской Федерации осложняется парадоксальностью современного положения дел, которая состоит в том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоению населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др..

Выбор конкретного инструмента зависит от задач управления и специфических условий их решения, сложившихся на данный момент в регионах России. Хотя задачи и условия довольно разнообразны и сильно различаются по регионам, есть некоторые общие закономерности, которые позволяют выделить инструменты решения тех или иных социальных проблем.

Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящие время он признан правительством и широко используется практике управления.

Для того чтобы программа управления развитием социальной сферы региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объемами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.

Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а так же допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития.

Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а так же та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлено на указанные цели.

Блок реализации – этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком.

Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления развитием социальной сферы региона, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнение (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.)

Анализируя вышеизложенное можно сделать выводы:

1. Региональная социальная политика – это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Ее основными задачами являются:

· создание условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

· определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;

· поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

2. Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов, обеспечение устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации функционирования территориальных образований.

3. Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона. Функции регионов управление развитием социальной сферы региона заключаются в обеспечении социальной справедливости. При этом должно быть ограничено действие в них рыночных механизмов, обеспечены общедоступность жизненно значимых благ и реализация права человека на определенный стандарт благосостояния. Ключевыми моментами государственного управления региональным развитием социальной сферы являются: выбор объектов регулирования; определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы; определение критериев оценки состояния социальной сферы выработка приемов и инструментов управления развитием социальной сферы региона; регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

4. Выбор инструмента управления развитием социальной сферы регионов Российской Федерации осложняется тем, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению социальных диспропорций: расслоению населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др. Система управления развитием социальной сферы регионов включает блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.

Вопросы к главе 6.

1. Перечислите основные условия и предпосылки формирования регионального и муниципального менеджмента в РФ.

2. Назовите предмет, задачи и принципы формирования регионального и муниципального менеджмента в РФ.

3. Укажите принципиальные различия Российского и зарубежного менеджмента.

4. Объясните принципы и функции промышленной политики.

5. Сущность управления муниципальной собственностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: