Стратегия

Принципы и технологии управления развитием регионов Российской Федерации.

Современный региональный и муниципальный менеджмент в Российской Федерации.

Глава 6. Тенденции современного развития менеджмента в России.

Глава 5. Развитие управления страной в 60-90 гг.

Глава 3. Развитие управленческой мысли в 20-30 гг. в СССР.

Отечественные ученые внесли значительный вклад в становлении и развитие теории и практики управления в нашей стране. К чести российских специалистов следует отметить, что первые шаги в области научного менеджмента они сделали задолго до Тейлора. Так, в 1860-1870х гг. сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ им. Баумана) разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая получила «Медаль преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 году. И эту методику сразу же стали активно внедрять английские промышленники.

В 1908 в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента, а в ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением. Так, в 1911-1912 гг. в Петербургском политехническом институте И. Семеновой был прочитан курс «Организация заводского хозяйства».

Прерванный Первой мировой и Гражданской войнами отечественные исследования в области управления производства и научной организации труда были возобновлены в начале 1920-х гг. Первым их результатом стала формулировка «основных законов научной организации производства и НОТ», во многом сохраняющих значение до сегодняшнего дня:

1. Закона о наименьших при цепной связи, гласящего, что конечный объем выпуска продукции, последовательно проходящего обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейшего из них, как бы ни были сильны остальные.

2. Закона взаимного замыкания, суть которого состоит в том, что сначала создаются подразделения основного производства, а затем «подсобные», работающие на них и друг на друга, а после удовлетворения внутренних потребностей – на сторону.

3. Закона ритма, в соответствии с которым рациональное функционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы, как производства, так и отдельных работников.

4. Закона параллельности-последовательности работ, требующего, чтобы частные производственные трудовые процессы совершались не только последовательно, но и параллельно.

5. Закона фронта работ, предполагающего, что нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям, иными словами «не нужно ставить два человека там, где с работой может справиться один».

6. Закона реальных условий, говорящего о необходимости при организации любой деятельности и ставить только достижимые цели, исходящие из реальных условий, наличных потребностей и возможных результатов.

Наиболее плодотворным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е г. нашего столетия, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики и идеологии.

Развитие менеджмента в СССР.

Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.

К первой можно отнести концепции «Организационного управления» А.А. Богданова (Малиновского); «Физиологического оптимума» О.Л. Ерманского; «Узкой базы» А.К. Гастева; «Производственную трактовку» К.Ф. Розмирович. Ко второй группе – концепцию «Организационной деятельности» П.М. Керженцева; «Социально-трудовую концепцию управления производством» Н.А. Витке и «Теорию административной емкости» Ф.Г. Дунаевского. Рассмотрим их подробнее.

1. Организационно-техническая концепция управления и её представители.

Среди ученых, усилия которых были направлены на поиск новых путей развития научной организации труда, производства и управления в условиях социализма, следует прежде всего назвать А.А. Богданова (1873-1928).

По мнению Богданова, любая управленческая задача, требующая своего разрешения, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в нахождении наиболее рационального расположения этих элементов. В этом и состоит содержание организационной деятельности. Он также создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности сменяющих друг друга состояний подвижного равновесия, которое устанавливается в результате столкновения различно направленных сил.

Всеобщая организационная наука включает в себя два основных механизма: механизм, формирующий систему, и механизм, регулирующий её.

В основу построения всеобщей организационной науки Богданов положил универсальные организационные принципы, которые были одинаково пригодны для всех сфер человеческой деятельности. К ним относятся:

1.Рассмотрение части системы по отношению ко всей системе и рассмотрение всей системы по отношению к окружающему её миру и в соответствии с этим планомерное распределение средств для достижения общественного хозяйства.

2.Принцип цепной связи, на основе которого был сформулирован «закон наименьших», согласно которому прочность цепи определяется наиболее слабым звеном.

Несмотря на недостатки «всеобщей организационной науки», Богданова можно по праву считать родоначальником новой науки – организации.

Вопросами совершенствования теории и практики организации труда занимался другой ученый А.К. Гастев (1882-1941). Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «Трудовые установки». Основной задачей этой концепции Гастев считал необходимость таким «образом перестроить производство, чтобы в самой его организационной технике постоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию, избирательству, улучшению как производства в целом, так и того ограниченного поля, на котором работает каждый отдельный производитель».

Решение поставленной задачи по Гастеву возможно на основе соблюдения им же разработанных принципов, т.е. принципа инструктирования, принципа организационной постановки работы, принципа непрерывного вовлечения всей рабочей массы в производственную инициативу.

Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.

Важнейшее место в осуществлении методики трудовых достижений отводилось инструктажу. С этой целью в ЦИТ было создано специальное подразделение (курсы инструкторов), которое занималось обучением будущих инструкторов на нескольких отделениях, в том числе на слесарно-кузнечном, станочном, монтажном. Подготовленные инструкторы посылались на предприятия, где перед ними ставилась задача – наблюдать за выполнением трудовых установок, выступать в качестве инициаторов разработки новых, более совершенных установок, прививать навыки необходимости постоянного улучшения действующих установок всем рабочим.

В качестве объекта для изучения трудовых установок была выбрана элементарная операция – рубка зубилом и опиловка. Изучение этой операции длилось в ЦИТ три года, развернулось в 64 самостоятельные научные проблемы, но так и не было завершено.

Недостатком концепции трудовых установок Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.Л. Ерманскому (1866-1941), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Основные положения этой теории раскрыты им в книге «Научная организация труда и система Тейлора», которая вышла в свет к 1922году. В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначениях и принципах осуществления социалистической и капиталистической рационализации. Эти различия он выразил в следующем:

- социалистическая рационализация осуществляется в интересах рабочего класса, в отличие от капиталистической рационализации, направленной против рабочих;

- социалистическая рационализация учитывает интересы всего народного хозяйства и его части – предприятия, а капиталистическая рационализация учитывает интересы только отдельного предприятия.

Опираясь на народохозяйственный подход, Ерманский выделил несколько последовательных ступеней её осуществления:

1. Рационализация отдельного рабочего процесса.

2. Рационализация производственного процесса в рамках предприятия как единого целого.

3. Рационализация всей промышленности.

4. Рационализация всего народного хозяйства.

Все вышеизложенные вопросы Ерманский рассматривал в общем виде. Основным же объектом его изучения являлось отдельное предприятие.

Ерманский рассматривал рационализацию как качественную задачу, имеющую целью добиться увеличения достигаемого полезного результата. Достижение поставленной задачи возможно на основе соблюдения главных принципов рационализации: принципа положительного подбора, принципа организационной суммы и принципа оптимума.

Принцип положительного подбора, считал Ерманский, лежит в основе решения как простых, так и сложных задач рациональной организации труда и управления. Под положительным подбором сил он понимал такое их сочетание, при котором они, благодаря своим свойствам, подкрепляют, усиливают друг друга, но ни в коем случае не ослабляют. Так, например, материал, из которого будет изготовлен инструмент, его конструкция, размер, вес и форма должны быть точно подобраны применительно к той работе, для которой предназначен этот инструмент. В качестве примера решения более сложной задачи Ерманский приводил задачи, решаемые психотехникой – профподбор и профориентацию. Люди, говорил он, отличаются по своим индивидуальным психофизическим силам. Но и различные профессии и специальности предъявляют разные требования к работнику, и этим они отличаются друг от друга. Чтобы рационально организовать работу, необходимо подобрать человека к профессии (или специальности) или же профессию (специальность) – к конкретному человеку. Ерманский отмечал, «что действительно рациональная организация труда, и только она, имеет право на звание «научная организация труда (НОТ)». Опирается она на законы техники, экономики и психофизиологии труда.

Обоснование принципа положительного подбора сил позволило Ерманскому сформулировать «основной закон организации», который сводится к следующему: организационная сумма больше арифметической суммы сил, её составляющих. Простое арифметическое суммирование сил, например, элементов производства, считал Ерманский, никогда не даст того положительного эффекта (результата), который может быть получен при их сочетании в соответствии с принципом положительного подбора. В этом случае, по его мнению, результат всегда будет больше.

Главным из трех выдвинутых Ерманским принципов является третий – принцип оптимума, который он назвал «стержнем проблемы рационализации». Принцип оптимума Ерманский раскрывает путем сопоставления проделанной работы R с затраченной энергией Е. Под энергией он понимал «…не только живую энергию работающего человека, но и энергию, воплощенную во всех факторах производства – двигателях, машинах, инструментах и т.п., использованных в данной работе». Отношение проделанной работы R к затраченной энергии Е он называл коэффициентом рациональности m, откуда m =R/E. Раскрывая сущность принципа оптимума, Ерманский подчеркивал, что «руководящим для рациональной организации является не принцип максимума, а принцип оптимума». Рациональная организация труда и управления требует неукоснительного соблюдения принципа оптимума. В противном случае организация труда и управления становится нерациональной, неэффективной. Ерманский останавливается на понятиях производительности и интенсивности труда. Производительность определяется качеством рабочей силы, ее подготовкой, степенью технической вооруженности труда. Интенсивность труда зависит от расходования работником сил и энергии. Интенсивность труда, считал Ерманский, должна возрастать только до определенной нормы (оптимума). Таким образом, он выступал против выколачивания всех сил из человека. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике со стороны его современников по двум основным причинам:

1) за введение понятия принципа оптимума, в котором усматривалось ограничение возможностей человека в росте производительности труда. Принцип оптимума противоречил установке партии догнать и перегнать капиталистические страны в экономическом развитии;

2) за попытку изложить трудовую теорию стоимости К. Маркса, в основе которой лежит понятие общественно необходимого труда, измеряющегося в единицах рабочего времени, в энергетических терминах.

Несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

2. Сторонники социального подхода к управлению.

Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева (1881-1940), основными работами которого являются книги: «НОТ», «Принципы организации», «Борьба за время», «Организуй себя сам». Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности. По его мнению, НОТ включает в себя три составные части:

1) человек и его деятельность;

2) материальные средства (выбор места для организации, предприятия, подбор необходимого оборудования, материалов и др.);

3) использование рациональных организационных методов.

Особенно большое значение Керженцев уделял использованию организационных методов, которым на практике не уделялось должного внимания. К этим методам он относил методы подбора и использования работников, вопросы дисциплины, ответственности, учета и контроля, подчиненности и т. д. Эти проблемы нашли отражение в его работе под названием «Принципы организации».

В отличие от Ерманского, провозгласившего принцип «оптимума», Керженцев отстаивал принцип «экономии», под которым он понимал достижение максимального эффекта от труда человека при минимальных затратах как человеческой энергии, так и материальных средств. Кроме того, острой критике подверг Керженцев позицию Бирманского по вопросам интенсификации труда. «Интенсификация труда, – писал он, – будет одним из средств, при помощи которого мы повысим производительность труда и тем самым сможем перейти к высшей хозяйственной ступени». При этом он отмечал, что интенсификацию труда не следует связывать с ухудшением физического состояния рабочего.

Отмечая общие заслуги Гастева в развитии НОТ, Керженцев одновременно критиковал некоторые стороны установочного метода и систему трудовой подготовки, созданную им в Центральном институте труда.

Особое внимание Керженцев уделял методам научной организации труда, к числу которых он относил: выработку нормалей и стандартов, тщательное измерение и учет, обследование «в натуре». «Материальной ценностью особого рода» он считал время: время неиспользованное – время погибшее безвозвратно. Поэтому, чтобы правильно использовать время мы должны с особой тщательностью и бережливостью к нему относиться. Он подробно анализировал причины растраты времени в народном хозяйстве и предлагал пути их устранения.

Керженцев остро критиковал неудовлетворительную организацию работы управленческого персонала. Важнейшими направлениями улучшения его деятельности он считал повышение организационной культуры, правильное распределение обязанностей между работниками, повышение персональной ответственности за порученное дело, рациональное использование своего времени.

Керженцев считал необходимым распространение организационных методов на различные сферы деятельности: государственный аппарат, школы и пр. Им давались рекомендации по перенесению организационного опыта из одной сферы деятельности в другую, например, военного опыта в промышленность, опыта промышленности в культуру и т.д. с учетом особенностей каждой области.

Другой сторонник социального подхода к управлению Н.А. Витке. В своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем.

Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации.

По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нём доля административных элементов по сравнению с техническим, тем более важную роль играет административная функция. Причём значение этой функции и её носителей – администраторов, с развитием производства должно увеличиваться.

Существо административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах – «духа улья», чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могли.

Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям – носителям административной функции. Среди них: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя технической всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники».

Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую в работах Ф.Р. Дунаевского (1887-1940). Под административной емкостью Дунаевский понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств, что на современном управленческом языке принято называть диапазоном контроля.

Исследование и разработка принципов науки организации.

В 1992 г., задолго до рождения таких наук как кибернетика (наука о связях и информации), теория систем и системотехника, П.А. Амосов – инженер Таганрогского института НОТ – исследовал механизм взаимодействия управляющей и управляемой систем, соотносительность хозяйственных процессов и управляющих ими центров, а также формы связи между ними. В отличие от Богданова, Амосов исследовал не философскую, а техническую сторону этой проблемы.

В это же время в стране стали проводиться исследования в области психотехники и психофизиологии труда. Этими вопросами занимались многие институты в СССР. Наряду с фундаментальными исследованиями в области НОТ в этот период времени публиковалось много статей в периодической печати.

Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ. За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна – от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая – от ЦИТ во главе с Гастевым.

Наряду с общими позициями, между обеими платформами имелись существенные разногласия, которые сводились к следующему:

1) в центре внимания платформы «Семнадцати» было вовлечение трудящихся масс в работу по НОТ. Платформа ЦИТ считала, что работа по НОТ должна осуществляться через институты по НОТ и администрацию предприятий и учреждений;

2) группа «Семнадцати» признавала необходимым сосредоточить основное внимание на проработке теории НОТ и борьбе с ошибочными взглядами. Платформа ЦИТ основной акцент делала на практической и исследовательской работе в этой области и не считала нужным вдаваться в рассмотрение разногласий по теоретическим проблемам НОТ;

3) главное разногласие между обеими платформами отмечалось в общем подходе к НОТ, его исходной базе. ЦИТ придерживался теории «узкой» базы, группа «Семнадцати» - «широкой» базы. Сущность теории «узкой» базы сводилась к определению слабых мест и постепенному их улучшению. Сторонники «широкой» базы считали, что работа по НОТ является частью общехозяйственной деятельности, и поэтому необходимо, прежде всего, изучить все организационные формы, в которых протекает деятельность предприятия или учреждения.

Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в этот период времени все внимание было сосредоточено на теоретических проблемах НОТ: определении понятия НОТ, его содержания, разработке методик обследования предприятий, составлении психотехнических тестов и других вопросов. Практическая же работа по НОТ на предприятиях проводилась недостаточно. Поэтому основной задачей II Всесоюзной конференции по НОТ (10-16 марта 1924 г.) явилась разработка программы действий по внедрению НОТ на предприятиях и в учреждениях в широких масштабах.

Конференция дала определение понятия НОТ: «НОТ нужно понимать как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую продуктивность труда». НОТ необходимо осуществлять на предприятиях, в хозяйственных и государственных учреждениях. После конференции в стране развернулась широкая практическая работа по рационализации.

Роль периода индустриализации народного хозяйства на развитие теории и практики управления.

В период индустриализации народного хозяйства, создания крупной машинной индустрии рыночные отношения постепенно стали уступать место прямому распределению государством материально-технических ресурсов. Экономические методы хозяйствования начали вытесняться административным регулированием хозяйственных процессов. Это сопровождалось перестройкой организационных форм управления, которая нашла свое выражение в том, что хозрасчетные объединения (тресты и синдикаты) были упразднены, и их функции были преданы непосредственно центральным отраслевым управляющим органам. Постановлением ЦК партии от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации управления промышленностью» предусматривалось, что ведущим принципом организации всей производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий является хозяйственный расчет. Однако вскоре в связи с ограниченностью ресурсов хозрасчет превратился в формальный, а все права перешли к вышестоящим органам управления.

Тридцатые годы характеризуются неоднократными изменениями системы управления производством во всех его звеньях (создание промышленных наркоматов, переход к территориально-производственному принципу построения аппарата управления через главные производственные управления-главки, реорганизации и расширение количества наркоматов и др.). Одновременно в значительной мере была свернута как практическая, так и научная работа по рационализации в органах государственного управления, и все внимание было перенесено непосредственно на производство. На первый план вышли исследования по таким проблемам как организация основного и вспомогательного производства, технико-экономическое и оперативно-производственное планирование, диспетчирование производства, развитие поточных методов организации производства.

Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла изготовления партии деталей и эффективность производственного процесса.

В эти же годы развернулась большая работа по проблемам теории социалистической организации производства. По этим вопросам было написано много работ различными авторами. Но особый интерес представляют труды Б.Я. Каценбогена. Он изложил свое мнение относительно предмета и содержания науки организации производства. Центральным вопросом науки он считал кооперацию, т.е. организацию труда каждого рабочего в его взаимоотношениях с другими участниками процесса труда.

Вопросы к главе 3:

1. Раскройте возникновение управления и основные мероприятия в 1920-30 гг. в СССР.

2. Объясните значимость проводимых мероприятий в 20-30 гг., роль отечественных ученых и общественных деятелей в создании и совершенствовании управления.

3. Подробно изложите содержание основных положений учений Гастева А. К. и Керженцева П. М. в области управления.

4. Подробно раскройте значимость учений А. А. Богданова и создание им всеобщей науки «Теории организации» - (тектологии).

5. Расскажите о проводимых мероприятиях в стране в довоенный и военный периоды – 40-45 гг.

6. Подробно рассмотрите содержание преобразовательных реформ, проводимых в послевоенный период времени (1950-60 гг.)

7. Рассмотрите содержание мероприятий и преобразований в стране в области управления в период 60-70 гг.

8. Укажите сущность преобразований, проводимых в стране в период 1970-1990 гг.

Глава 4. Развитие управления страной в послевоенный период (45-60 гг.)

Перспективы управления советской экономикой; их противоречия.

Во время второй мировой войны СССР понес большие потери. Расходы государства на войну и потери доходов, понесенные в результате оккупации, составили 1890 млрд. руб. Этим далеко не исчерпывается причиненный урон. За годы войны полностью или частично были разрушены и сожжены 1710 городов и поселков и более 70 тыс. сел и деревень.

Для того чтобы основные экономические показатели достигли довоенного уровня, был разработан «пятилетний план восстановления народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». В результате его успешного выполнения производство национального дохода в 1950г. превысило уровень 1940г. на 64%. Было восстановлено производство важнейших видов продукции: выплавка стали в 1950г. (27,3 млн. т) превысила довоенный уровень 18,3 млн. т); значительно превзойден уровень производства электроэнергии, добычи нефти и угля, выпуска тракторов и авто.

В связи с успехами в области восстановления народного хозяйства в 1947г. было принято постановление Совета Министров СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары» с целью ликвидировать последствия второй мировой войны в области денежного обращения. За годы войны за счет эмиссии и притока фальшивых денег накопилась огромная сумма, вследствие чего существовали низкие цены на товары, отпускаемые по карточкам, и очень высокие цены на товары коммерческих магазинов. Реформа предусматривала изъятие лишних денег из обращения и установление единых цен на товары. В обращение были выпущены новые деньги образца 1947г. Старые деньги обменивались на новые без ограничения в соотношении 10:1. Металлическая монета обмену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу.

В связи с проведением денежной реформы и повышением покупательной способности рубля, с одной стороны, и существенным понижением покупательной способности доллара, с другой стороны, было признано необходимым повысить официальный курс рубля, а исчисление курса рубля вести не на базе доллара, как это было установлено в июле 1937г., а на более устойчивой золотой основе в соответствии с золотым содержанием рубля.

Наряду с практической деятельностью Сталин занимался разработкой экономической политики – об этом свидетельствуют многочисленные поправки и дополнения в макеты учебников по политической экономии в довоенный и послевоенный периоды. Работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» содержит его замечания по экономическим вопросам и его ответы по наиболее спорным вопросам. Опубликование этой работы имело важное не только теоретическое, но и практическое значение.

Содержание, достоинства и недостатки работы подробно изложены в учебнике «История менеджмента» по ред. Д.В.Валового.

Изменения в управлении экономикой страны в 1953-65 гг.

Первое существенное изменение было произведено Н.С. Хрущевым в области аграрной экономической политики.

Среди мер, предложенных Хрущевым в целях резкого подъема сельского хозяйства, центральное место занимало резкое повышение материальной заинтересованности тружеников села в увеличении сельскохозяйственной продукции. Большинство колхозников, не получавших ни копейки за свой труд, жили только за счет подсобного хозяйства. Теоретической основой неэффективности колхозного производства являлось положение, согласно которому такие экономические категории, как хозрасчет, себестоимость, рентабельность, для колхозов считались неприемлемыми. Обязательные поставки продукции государству устанавливались по конкретным видам продукции в натуральном выражении по очень низким ценам. При определении в дальнейшем себестоимости колхозной продукции выяснилось, что по многим видам ее затраты не покрывали производственных расходов. Вся продукция животноводства была убыточной.

После 1953 г. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались неоднократно, и не в процентах, а в несколько раз. В конечном счете, важнейшие виды продукции стали рентабельными, что создало благоприятные условия для увеличения ее производства. Наряду с повышением цен солидные средства выделялись на укрепление материально-технической базы села и строительства там социально-бытовых объектов и объектов производственного значения (животноводческие и птицеводческие фермы, коровники, склады минеральных удобрений).

Повышение материальной и моральной заинтересованности колхозников в росте производства дало хорошие последствия. Достигнутые успехи подтверждали эффективность хрущевских изменений в сталинской аграрной экономической политике и содействовали осуждению культа личности Сталина.

После XX съезда партии Н.С. Хрущев еще более активно проводил курс на совершенствование системы управления экономикой, как на микро-, так и на макроуровне. Наиболее принципиальным решением в этом направлении явился переход в 1957 г. от отраслевой системы управления через министерства и союзные ведомства к территориальной - через совнархозы. (Изучение положительных и негативных моментов опыта того периода ныне имеет особо актуальное значение для современной российской экономики). Для проведения такого резкого изменения в системе управления была сделана значительная подготовка. В послевоенный период шел процесс специализации министерств и ведомств, число которых неуклонно возрастало; образованы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства (Госснаб СССР) и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). Было решено сосредоточить работу Госплана СССР, который раньше выполнял все эти функции, на планировании народного хозяйства и контроле за выполнением планов, не допуская диспропорций.

После 1953 г. в стране начинают ликвидировать недостатки в системе управления на микро- и макроуровнях и проводить следующие изменения:

- повышение роли и расширение прав союзных республик в хозяйственном строительстве;

- расширение прав и самостоятельности директоров;

- внедрение нового порядка планирования, ограничивающего число директивных показателей;

- сокращение отчетности для вышестоящих организаций, дублирующей официальную статистическую отчетность, сокращение и упрощение управленческого аппарата.

Принятые меры содействовали повышению эффективности управления производства, однако в системе по-прежнему превалировали элементы централизованного управления. Ведомственность не способствовала развитию территориальных экономических связей между предприятиями различных отраслей, расположенных в одном экономическом регионе. В этот период времени было издано постановление «О дальнейшем совершенствовании управлением и строительством», предусматривающее ликвидацию отраслевых министерств и создание в областях советов народного хозяйства (совнархозов). Это способствовало:

организации труда и структуры управления на микроуровне;

развития эффективных форм общественного разделения труда;

межотраслевой специализации и кооперирования в регионах;

создания межотраслевых специализированных производств по ремонту оборудования, изготовлению заготовок и инструментов для различных отраслей промышленности;

комплексного развития экономических районов.

Однако при осуществлении этого постановления имелись определенные недостатки:

некоторые совнархозы под видом специализации стремились освободиться от производства «невыгодной» продукции;

обнаружились попытки создания замкнутого хозяйства внутри экономического района;

кое-где стали строить новые предприятия и развивать сырьевую базу исходя из местных интересов и т.д.

Тенденция к автономии серьезно сдерживала использование преимуществ территориальной системы управления.

В 1958 году было принято постановление о реорганизации машинно-тракторных станций и преобразование их в ремонтно-технические станции с продажей техники колхозам за наличный расчет с предоставлением рассрочки.

В строительстве жилья проводились большие изменения – развитие крупнопанельного домостроения, массовая застройка жилыми массивами, применение типовых решений в жилищно-гражданском строительстве.

Кроме того, большим положительным моментом являлось развитие оборонной техники, самолетостроения и освоение космоса.

Однако в деятельности, проводимой Н.С.Хрущевым, наметилась тенденция к нарастанию его культа личности и некоторые негативные моменты в области развития сельского хозяйства (массовый посев кукурузы в районах непригодных для ее выращивания, разведение кроликов в городах и т.д.).

Вопросы к главе 4.

1. Кратко расскажите о управлении советской экономикой в послевоенный период.

2. Подробно опишите меры проводимые Н.С.Хрущевым в области управления страной.

К 1964 году недовольство деятельностью Хрущёва в стране стало едва ли не всеобщим. К руководству страны пришел Леонид Ильич Брежнев.

Управленческие реформы в области кадрового управления в стране прекратились. Брежневское руководство в 1967 году провозгласило, что в стране уже построен «развитый социализм», и дальнейшее остаётся лишь постепенно совершенствовать его, устраняя «отдельные недостатки».

Главным «завоеванием социализма» стало окончательное закрепление власти партийно-чиновничьей элиты страны -номенклатуры. Главным девизом застойных лет стала «спокойная жизнь». Партия провозгласила своей главной целью «удовлетворение растущих потребностей народа». Между населением и властью установился своеобразный договор: «население не лезет в политику, а руководство обеспечивает «растущее благосостояние».

Брежневское руководство попыталось решительно положить конец идейным «вольностям» предыдущей эпохи и окончательно погасить волну критической мысли в обществе, поднятую десталинизацией. Разоблачение «культа личности» было свёрнуто и постепенно сменилось признанием больших заслуг Сталина.

В советской экономике постепенно накапливались трудноразрешимые проблемы. Плановая командная экономика могла обеспечить рост производства только при наличии неисчерпаемого источника ресурсов. Но к концу 60-х годов стало очевидным, что трудовые резервы и природные ресурсы страны не беспредельны.

В этот период времени проводились большие мероприятия, связанные с обучением вопросов экономики и управления руководителей предприятий, инженерно-технических работников, служащих и рабочих, а также проблемам научной организации труда.

Производительность труда, повышение эффективности производства, внедрение хозрасчета, применение бригадных и коллективных форм организации труда являлось основными вопросами, которыми занимались партийные и местные органы управления.

В различных ВУЗах страны функционировали высшие экономические курсы (в частности в РИСИ), на которых проводились переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов. Обязательным условием переподготовки научных работников и преподавательского состава высших и средних учебных заведений являлось повышение квалификации через каждые 5 лет в научно-исследовательских институтах страны. Кандидатским и докторским диссертациям предъявлялись самые большие требования (обязательное внедрение на производстве). Это существенным образом отразилось на росте научных работников, имеющих ученые степени.

Усиленно развивалась сеть профессионально-технических училищ, в которых производилась подготовка квалифицированных молодых рабочих (в настоящее время в связи с ликвидацией ПТУ, в стране наблюдается большая проблема с молодыми кадрами на предприятиях). Большие требования при подготовке специалистов уделялось производственной практике, которая осуществлялась на крупнейших предприятиях и строительных организациях в различных республиках страны.

В 1970 году в стране началось освоение Западной Сибири и в частности были открыты огромные месторождения нефти. В то время мировая цена на нефть резко возросла, и в казну государства потекли десятки миллиардов нефтедолларов.

Однако при проведении экономических реформ имелись серьезные недостатки. Основным из них было повторное исчисление проведенных затрат на продукцию при изготовлении машин, оборудования из деталей произведенных на других заводах. Требования получения экономических доходов в момент разработки исследований, предложений, а не по мере освоения их на производстве. Снижение уровня трудовой дисциплины на предприятиях и др.

За двадцать лет наша страна не только не приблизилась к уровню передовых стран Запада, но и отстала от них на ещё одну технологическую эпоху, так и не сумев перейти к ресурсосберегающим методам производства. СССР тратил на военные нужды большую часть средств, чем на кануне Великой Отечественной войны, и лишь такой ценой мог поддерживать паритет сил с США, которые тратили на эти нужды гораздо меньшую часть своего национального дохода.

Аспекты перестройки экономики в стране в 80-90 гг.

После прихода к управлению страной М.С.Горбачева и в дальнейшем Б.Н.Ельцина, осуществлялись различные экономические преобразования, нашедшие воплощение в перестройках. Такими преобразованиями являлись ликвидация специализированных министерств, проведение мероприятий направленных на повышение дисциплины, денежная реформа, приватизация жилья и государственных предприятий, создание различных форм управления предприятиями, введение частной собственности, ликвидация колхозов и т.д.

Все эти преобразования вызывали различные дискуссии в стране и начинались и продолжают осуществляться без всякого научного подхода. Рассмотрение этих преобразований, результаты их, позитивные и негативные стороны могут осуществляться только на основе больших исследований с привлечением большого статистического материала. Эти реформы и мероприятия продолжают тенденцию в политике нынешнего руководства страны, развитию рыночных отношений и глобализации мировой экономики.

В связи с переходом к рыночным отношениям, возникла потребность в специалистах в области менеджмента, управления предприятием, маркетологов, специалистов по экологии, рекламе, кадастру и управлению недвижимостью.

Вопросы к главе 5.

1. Объясните основное содержание реформ, проводимых в 60-80 г.г.

Формирование и становление Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента проходят в условиях перехода к новой модели управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального и муниципального менеджмента в современных российских условиях.

1. Создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.

2. Регион и город являются одними из основных субъектов собственности, которые делегируют функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.

3. В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов территориального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя развитие деловой активности, а с другой – вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на обоюдовыгодных условиях в качестве юридически равных партнеров.

4. С точки зрения российской практики Региональный менеджмент и Муниципальный менеджмент – это управление социально-экономическими процессами на данной территории в условиях перехода экономики к рыночным отношениям.

Механизм Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента должен обеспечивать гибкое регулирование развития социально-экономических процессов в регионах и муниципальных образованиях в изменяющихся рыночных условиях.

Региональный менеджмент и Муниципальный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента включают: принципы регионального и муниципального менеджмента; методы и модели; механизм и формы его реализации. Все они в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт стран рыночной экономики может быть использован в отечественной практике, а ряд его элементов – адаптирован к формирующейся системе Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента в России.

Региональный менеджмент и Муниципальный менеджмент как научные дисциплины стали складываться с конца XIX в. Академической науки пока не создано, сама же практика создавалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла. Исследователи специализировались и специализируются не столько в области регионального и муниципального управления, сколько по отдельным проблемам территориальной организации жизнедеятельности. Научная школа регионального и муниципального менеджмента формируется с определенным отставанием от потребностей практики, а соответствующие академические курсы стали разрабатываться лишь в последнее время.

Анализ имеющихся разработок позволяет сделать следующие обобщения.

1. Региональный менеджмент и Муниципальный менеджмент существуют реально как область специфического управления и все более проявляются как относительно самостоятельное научное направление.

2. Эта практика имеет ряд аспектов – экономический, организационный, социальный, общественно-политический и другие, а учебная и научная сферы могут быть охарактеризованы как междисциплинарное направление.

3. В структуре Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента в качестве относительно самостоятельных направлений можно выделить разновидности менеджмента: инвестиционный, кадровый, финансовый, политический и др.

4. Категории «региональный менеджмент» и «муниципальный менеджмент» отражают определенные явления и процессы в местном самоуправлении.

Местное самоуправление раскрывается как социальный институт, призванный реализовать интересы населения городов и районов. Федеральным законом установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельности населения по решению непосредственного или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов жителей, исторических и иных местных традиций.

Предметом Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента как научной дисциплины является процесс включения населения в управление хозяйством территории на основе формирующихся рыночных отношений.

Методологическую основу научной разработки Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента составляют:

общенаучные знания,

теория общего и специального менеджмента,

специальные теории территориальной социально-экономической организации.

Перед региональным и муниципальным менеджментом как наукой управления состоит задача найти и разработать механизм, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального и муниципального развития.

Первоочередными научными задачами являются:

- Выбор механизма устойчивого социально-экономического развития региональных и муниципальных структур;

- Разработка методов повышения эффективности Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента;

- Изучение становления новой культуры управления в регионах и самоуправления в городах, районах страны;

- Раскрытие процессов адаптации отечественной теории и практики Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента к особенностям переходного периода.

Задачи Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента многообразны и во многом обусловлены особенностями переходного периода.

С переходом части хозяйства регионов и муниципалитетов к рыночным отношениям изменяется функциональная структура механизма регионального и муниципального управления, что ведет к деформации и сокращению организационной и иерархической структур. Объективным силуэтом этих процессов является изменение целевой функции системы территориального управления.

В число основных задач Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента входят:

- Обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения территории;

- Анализ, прогнозирование и программирование регионального и муниципального развития;

- Оптимизация финансовых потоков;

- Обеспечение, защита окружающей среды;

- Формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики;

- Формирование и развитие региональной и муниципальной рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального и муниципального менеджмента, их объекты можно классифицировать по следующим основным признакам:

1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности.

2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования.

3. Степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе или муниципальном образовании.

К объектам муниципального менеджмента относится весь социально-экономический комплекс муниципального хозяйства, исключая объекты федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.

Принципы и методы

Анализ зарубежной практики, а также опыта в России показывает, что эффективность Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.

К основным принципам Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Под методами Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты территории. Методы Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента также обусловлены системой рыночных отношений в хозяйстве региона и муниципального образования. В практике Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента используются две основные группы методов: прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия на субъектов хозяйствования. Как уже отмечалось, первые из них в большей мере применяются к объектам, относящимся к собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, вторые – ко всем другим объектам.

Функции Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента как разновидности воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы, протекающие на территории, можно дифференцировать по назначению и содержанию.

Можно выделить следующие основные функции Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента:

- целеполагание;

- регулирование;

- стимулирование.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона и муниципального образования.

Функция регулирования Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента реализуется в основном в системе объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, а также отдельных объектов федеральной собственности, переданных в управление регионом и муниципалитетом и может использовать методы как прямого, так и опосредованного воздействия.

В условиях перевода хозяйства регионов на рыночные отношения особое место в Региональном менеджменте и Муниципальном менеджменте отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном и муниципальном менеджменте методов непосредственного воздействия.

Стимулирующая функция Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента дает субъекту управления мощные средства реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп и т.д.

Рассматривая функциональную структуру регионального и муниципального менеджмента, следует кратко остановиться на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Как уже отмечалось, взаимодействие функций указанных субъектов управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции. Этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, пока не получил достаточного освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

В странах рыночной экономики (как в федеративных, так и в унитарных) давно отказались от принципа разграничения функций, взяв на вооружения его противоположность – принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Кардинальное отличие реализации принципа выделенной компетенции от практики разграничения функций заключается в том, что если в российской практике разграничение функций осуществляется между различными сферами деятельности в различных отраслях хозяйства, то в зарубежной – каждый субъект наделяется определенной компетенцией непосредственно в каждой отрасли хозяйства.

Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регулирования регионального и муниципального хозяйства.

Важным фактором развития регионов и городов является степень квалификации персонала администраций, в частности его способность эффективно управлять развитием.

Одним из факторов достижения стабильного лидерства в ведущих инновационных фирмах стало создание мотивирующего видения у работников организации или предприятия. Этот же подход весьма продуктивен в применении к деятельности некоммерческих организаций, в том числе к органам местной власти.

Видение – это комплекс представлений работников организации (предприятия) по поводу того, чем должна стать эта организация (предприятие) в будущем. Создание видения – более важная задача, чем формирование традиционных планов. В создании видения участвует не только разум, но и эмоции, в связи с этим в его формировании участвуют, прежде всего, элементы культуры организации. Видение имеет мощное стимулирующее воздействие.

Для повышения эффективности управления развитием важно обеспечить обмен информацией. Информация о развитии, о планах не должна быть закрытой, более того, она должна распространяться среди работников администрации, при этом отдельные сотрудники не только раскрывают свою собственную информацию, но и стимулируют взаимный обмен информацией и планами между подразделениями администрации.

В рамках управления развитием необходимо у работников администрации развивать способности к инновациям.

Важно не только поощрять творчество, высказывание новых идей и предложений, но и обеспечить их реализацию. Решающим фактором в сфере нововведений является не столько разработка новой идеи, сколько ее эффективное воплощение.

Относительно самостоятельный фактор формирования нововведенческого климата – обучение персонала. Забота об обучении, непрерывное повышение квалификации каждого – непременный атрибут любой успешно действующей инновационной организации. Любая местная администрация в настоящее время является именно новвоведенческой организацией, так как в ее рамках отрабатываются новые управленческие технологии управления развитием.

Целью обучения должно быть пополнение не только профессиональных знаний, связанных с определенной отраслевой спецификой, но и методов решения организационных и производственных задач, методов эффективной мотивации, методов интеллектуального прорыва и пр. Одним из весьма продуктивных подходов к управлению персоналом местных администраций стало непрерывное образование каждого работника в течение всей его трудовой деятельности.

Формы образования могут быть различными: стажировки и командировки в учебные центры, другие администрации и общественные организации, курсы, организационные в рамках администрации, а также курсы в учебных центрах. При этом обучение рассматривается не только как средство пополнения необходимых знаний, но и как средство налаживания плодотворных контактов. Именно на курсах, в командировках и в процессе стажировок зачастую завязываются контакты, так необходимые в дальнейшей инновационной деятельности.

Таким образом - можно сделать следующие выводы:

1. Процесс формирования и становления регионального и муниципального менеджмента в России обусловлен переходом к новой модели управления социально-экономическими процессами на основе развивающихся рыночных отношений в экономике регионов и муниципальных образований.

2. Основные задачи регионального и муниципального менеджмента:

- обеспечение высокого уровня и качества жизни населения на основе расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности на данной территории;

- поступательный рост экономики регионов и муниципальных образований;

- формирование условий и перехода регионов и муниципальных образований к устойчивому развитию;

- выработка и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики.

3. Переход Регионального менеджмента и Муниципального менеджмента характеризуется:

- децентрализацией управления;

- сокращением функций управления в сфере экономики;

- расширением функций управления в социальной сфере;

- изменением методов управленческого воздействия;

- трансформацией субъектов и объектов управления на региональном и муниципальном уровне.

4. Процесс перехода от командно-директивной системы управления местным хозяйством к Региональному менеджменту и Муниципальному менеджменту сдерживается по следующим причинам:

- низкие темпы развития рыночных отношений в местном хозяйстве;

- слабость нормативно-правовой базы регионального и муниципального управления;

- недостаток в современных кадрах руководителей и специалистов органов местной власти.

Основным направлением технологии управления развитием территорий Российской Федерации является: формирование и расходование бюджетов в субъектах РФ; региональная промышленная политика; управление развитием собственности муниципальных образований и управления развития социальной сферы регионов.

Для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления необходимо собрать, аккумулировать и израсходовать определенный объем денежных средств. Для этого на федеральном уровне в субъектах РФ и органов местного самоуправления ежегодно формируются бюджеты. Источниками их формирования являются доходы и привлеченные средства. В свою очередь, доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые, а также безвозмездные перечисления. Привлеченные средства представляют собой кредиты, полученные соответствующим органом власти, эмитированные им ценные бумаги, а также иные обязательства. Расходы бюджетов подразделяются на текущие, капитальные и предоставление ссуду.

Развитие бюджетной системы Российской Федерации направлено на полную реализацию принципов бюджетного федерализма, которые предполагают:

- четкое распространение и закрепление, как доходов, так и расходов бюджетов за определенными уровнями бюджетное системы;

- самостоятельность бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации;

- перераспределение средств между бюджетами в целях лучшего сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на определенной территории;

- равенство всех субъектов бюджетной системы во взаимоотношениях с вышестоящим бюджетом.

По мере реализации принципов бюджетного федерализма возрастают расходные полномочия и доходные источники органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Соответственно повышаются требования к качеству управления их бюджетами. Бюджетная система субъектов РФ может рассматриваться в трех аспектах. Во-первых, бюджеты органов местного самоуправления (далее – бюджеты МСУ); во-вторых, областной, республиканский, краевой бюджет, бюджет автономного образования (далее – региональный бюджет); в-третьих, консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые рассматриваются как сумма регионального бюджета и бюджета МСУ.

Подготовка проектов регионального и местных бюджетов осуществляется соответствующим органом исполнительной власти и утверждается законодательным или иным правовым актом соответствующего органа представительной власти. Консолидированный бюджет субъекта РФ при этом формируется «автоматически» и имеет достаточно условный характер. Понятие консолидированного бюджета субъекта РФ на практике используется в тех случаях, когда необходимо четко определить структуру доходов и расходов только федерального уровня власти. В частности, в законе о федеральном бюджете региональный и местный бюджеты в отдельности не рассматриваются, а устанавливается порядок взаимодействия федерального бюджета с консолидированным бюджетом субъекта РФ. Данное понятие необходимо также при поведении исследований особенностей функционирования бюджетной системы в целом на территории какого-либо региона.

Объем и структура доходной базы бюджетов в значительной мере предопределяют достаточность или недостаточность у соответствующих уровней власти прямых и косвенных рычагов для реализации их функций. В этой связи в ходе управления бюджетами необходимо добиться не только максимизации доходов, но и такой их структуры, которая наиболее соответствует целям и задачам определенного уровня власти. Чтобы данный процесс был успешен, соответствующий орган власти в первую очередь должен объективно оценить налоговые и неналоговые источников своего бюджета и на этой основе определить направление совершенствования их использования.

Принципы и функции промышленной политики

Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обуславливается общей ориентацией национальной экономики, спецификой тех или иных моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.

Промышленная политикаэто совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решение о вложении ресурсов о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.

Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить консенсус между экономическими агентами и политическими силами по вопросу о целях, направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе поставить конкретные задачи по модернизации отраслей и предприятий.

Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказываться от тех стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в настоящий момент.

Принцип равных возможностей. В качестве объектов внимания рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйствования, а динамически видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и инструменты их регулирования.

Принцип глобального реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и политические возможности, сосредоточенные за пределами национальной экономической системы.

Важное значение для эффективной реализации промышленной политики имеют ее инструменты, которые могут быть классифицированы по трем категориям, группам:

- инструменты структурной политики;

- инструменты регулирования иностранных инвестиций;

- инструменты внешней торговли.

При этом часть из них имеет универсальный характер, другие выбираются в зависимости от характеристик субъекта хозяйствования, от региона, в котором осуществляется промышленная политика.

Единой универсальной модели промышленной политики даже на национальном уровне не существует.

В то же время эффективная промышленная политика направлена на достижение:

- макроэкономической и политической стабильности;

- экспортной ориентации промышленности;

- эффективного развития человеческих ресурсов.

Основным критерием успеха промышленной политики служат темпы экономического роста в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия.

Роль промышленной политики на рубеже второго и третьего тысячелетий возрастает, что обусловлено следующими факторами:

- изменяется роль государства, возрастает взаимозависимость субъектов мирового хозяйства, изменяется содержание глобальной конкуренции. Все это требует выработки адекватной национальной и региональной экономической стратегии. Ее реализация обеспечивается посредством макроэкономического регулирования, опоры на силы предпринимательства, уважения дисциплины рынка;

- возрастает значение нематериальных факторов производства, таких, как образование, знания, квалификация, ноу-хау, услуги, инфраструктура их обеспечения, научно-технические факторы конкуренции, особенно на рынках с высоким потенциалом роста;

- ускоряется структурные преобразования в промышленности, обусловленные, в частности, появлением новых социально-экономических рисков, связанных с комплексом проблем НТП, защитой окружающей среды и рядом других.

Необходимость формирования и эффективной реализации промышленной политики в России по истечении первых лет реформ уже не вызывает сомнений, причем как на федеральном, так и на региональном уровне национальной экономической системы.

К российским федеративным приоритетам следует отнести развитие высокотехнологичных отраслей и производств, конверсию оборонного комплекса, ресурсосбережение, развитие отраслей заключительных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: