Вопрос. Значение учения античных врачей для психологии

Психологические взгляды Эпикура и Лукреция

Школа Эпикура в своих представлениях о природе опиралась на атомизм Демокрита, внося в него важную коррективу. Эпикур ввел новое свойство атомов – вес. Под действием собственного веса атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Этот вывод имел этико-психологическую подоплеку.

Раз атомы могут самопроизвольно менять свою траекторию, а душа – разновидность атомов, то допускалась самопроизвольность душевных изменений, их случайный характер. Следовательно, самой природой заложена возможность самопроизвольных поступков, т.е. свобода выбора. Усилием воли человек может менять свои поступки, изменять свою судьбу.

Весь смысл учения заключался в том, чтобы, проникнувшись им, люди спаслись от страха, главным образом страха перед смертью, загробными муками. С его точки зрения, не страх перед смертью, но собственная воля должны удерживать человека от дурных поступков.

Живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам все того же вечного космоса. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет». Т.о. Эпикур показывает, что освобождение от страха смерти возможно и с позиций материализма.

Счастье, по Эпикуру, состоит в атараксии, т.е. в состоянии душевной невозмутимости. Человек, достигший ее, стремится «прожить незаметно», т.е. не участвовать в политике, в бесплодных спорах с неучеными людьми, которые не могут понять высказываемых ученым мыслей.

В позиции Эпикура были уязвимые места, которые помешали широкому распространению его концепции. Прежде всего, к ним относится отсутствие четких критериев добра и зла нравственного и безнравственного поведения

. Лукреций различал дух и душу: дух назывался еще умом, душой души. Считал, что только чувства дают истинное познание. Останавливался в своем трактате на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия (порогах), о восприятии расстояний и пр. Считал, что чувства целиком зависят от разума. в противном случае они вводят нас в заблуждение. Также придерживался диалектической концепции соотношения свободы воли и необходимости.

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (ок.460—ок.377 до н.э.)—« отец медицины», в философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг.

Создал учение о темпераментах: основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Преобладание крови — основа сангвинического темперамента, слизи — флегматическогожелтой желчи — холерического, черной желчи — меланхолического.

В Александрии некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это способствовала важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей — Герофила и Эразистрата. Герофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал главное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.

Эразистрат, выходец из Книдской школы, подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин; мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными.

Все анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил римский врач Гален (II в. до н. э.), автор сводного сочинения по медицинеанатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: «...врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного» движения, называемого произвольным, и ни единого чувства».

Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности — задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга.

. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств. Гален развил учение о темпераментах Гиппократа. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 — некоторое отклонение от нормы.

К разделу естественнонаучных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродисийский (198—211), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.

12 .Вопрос. Развитие представления про природу психического в период Нового времени

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания учёные разделились на два течения - эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 - 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.), Д. Локк (1632 - 1704 гг.) и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали Р. Декарт (1596 - 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 - 1716 гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По-прежнему существовало и два других непримиримых лагеря - материализм и идеализм.

По Р. Декарту собственно психическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телесные движения Поскольку же мышление - единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это "внутреннее зрение" стали называть интроспекцией, а декартову концепцию сознания - интроспективной. Она отрицает существование психики у животных, так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип работы тела - рефлекс, души - рефлексия (от латинского "обращение назад"). Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании.

Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой теории. Б. Спиноза утверждал, что человек - целостное телесно-духовное существо и главные побудительные силы человеческого поведения, это: влечение, радость и печаль.

Основанием единства телесного и психологического Г. Лейбницу считал духовное начало. Мир по Лейбницу состоит из бесконечного множества монод (от греческого "моное"-единое). Каждая из них "психичне" и наделена способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. Было перечёркнуто декартово равенство психики и сознания. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - несознаваемых восприятий. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия; психика бессознательна.

Т. Гоббс начисто отверг думу как особую сущность. Материальные вещи способны вызывать ощущения, из которых появляются представления, влекущие за собой цепи мыслей. Такая связь получила впоследствии имя ассоциации. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, он провозгласил разум продуктом ассоциации.

За основу познания были принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию. Соответственно, явления сознания порождают два опыта - внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида.

XVIII век радикально преобразовал объяснительные принципы прежних веков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли в основной фонд научных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: