double arrow

Принципы. Методы истории психологии


Методы истории психологии

Задачи истории психологии

1 изучить закономерности развития знаний о психике

2 раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

3 выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества

4 изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Теоретическая реконструкция(метод, заимство-ванный из других наук) - предполагает описание и крити-

ческий анализ научных систем прошлого, конкретныхпрограмм получения, обоснования и систематизации

психологического знания.

Изучение научных школ- изучение внутреннихаспектов и особенностей той или иной школы, разрабо-

танных и используемых ею способов производства научных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различия их мнений,оценок, критики.

Изучение архивных материалов- поиск научныхтрудов и их комментирование, снабжение сносками и

примечаниями. в истории психологии используются

историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период,




историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей.

биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого

метод систематизации психологических высказываний.

методы категориального анализа, введенные известным историком науки М. Блоком. В нашей стране этот подход разрабатывался в рамках исторической психологии науки М.Г.Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, социальной перцепции и других детерминант, обусловивших появление значимых для психологии идей.

Источниками для истории психологии служат прежде всего труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени

Принцип историзма- рассмотрение определенного отрезка развития науки в контексте социокультурных

условий, зависимость его от общей ситуации в науке в целом и в изучаемой науке в частности через сопоставлениес предыдущими накопленными в изучаемой обл.

Детерминизм- раскрытие способа причинного объяснения психического как обусловленного порождающи-

ми его факторами.



3 хар-ка периодов развития :

1. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

2. научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В научном периоде выделяют три самостоятельных этапа развития психологии:

- эпоха античной психологии YII в. до н.э. – III в н.э. Душа понималась как первооснова тела, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. Главной функцией души считалось придание телу активности, так как тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание. Основными достижениями этапа является определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.



- эпоха Средневековья IY – XY вв н.э. Душа была предметом изучения, прежде всего, для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологии не изменился, фактически исследования сместились на изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Этот этап характеризуется появлением собственно психологического метода – интроспекции. К основным достижениям можно отнести развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс. Регулятивная функция души, волевое поведение, логическое мышление не изучались, так как считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

- эпоха Возрождения и Нового времени XY – XYII вв. Психология избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Но отказаться полностью от богословского понимания души было невозможно. Поэтому психология меняет свой предмет, становится наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Основным методом исследования в это время была интроспекция и частично логика. Основными достижениями являются: развитие рационалистического подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, попыткой введения в предмет психологии бессознательного.

3 – ассоцианистическая психология конец XYIII середина XIX вв. Предметом психологии стали познавательные процессы. Поведение, эмоции, личность и ее развитие не вошли в предмет. Такое ограничение на первых порах имело и положительное значение, т.к. давало психологии возможность избавиться от сакральности, стать экспериментальной наукой. Это позволило ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развития психологии, поэтому к середине XIX в. он был пересмотрен. Методами исследования этого периода является интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук (метод проб и ошибок). Главные достижения – появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного

4 – экспериментальная психология середина XIX начало XX в. Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой.

Предметом психологии включал в себя элементы психики, отождествляемой с сознанием, их связи и законы. Методами исследования были: экспериментальный метод, интроспекция и анализ результатов творческой деятельности, как человека, так и народа в целом, первые тесты.

Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы этого периода (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Начался новый этап психологии:

5 – методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10 - 30-е годы ХХ в. В каждой школе был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данной школой под психикой.

- глубинная психология - глубинные структуры психики, метод – психоанализ и проективные методики;

- бихевиоризм - поведение, метод – экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией;

- гештальтпсихология - структуры психики, метод – исследование познавательных процессов и потребностей;

- советская психология - высшие психические функции, инструментальный метод

Основными достижениями считаются появление первых концепций личности, теорий сознания, теорий научения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности.

6 – дальнейшее развитие психологических школ 40 – 60-е годы ХХ в. Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления: гуманистическая, экзистенциальная (предмет – внутренняя сущность личности); генетическая и когнитивная (предмет – познавательные процессы, развитие интеллекта и этапы переработки информации). Методами исследования можно считать опросники, новые экспериментальные методы изучения интеллекта. Главными достижениями является дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий. Т.о. можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития:

7 – современная психология 60-е годы – начало ХХ1 в. Предмет психологии сейчас развивается в рамках отдельных психологических школ. Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики. Этап характеризуется появлением тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

4В античности не было единого представления о душе; были разные учения о душе. Наиболее развитыми представлениями являлись три фундаментальные концепции души (расположенные в том числе и хронологически):

1. Учение в рамках атомистического материализма (Левкип и Демокрит) и его развитие в системах Эпикура и материалистической стоики.

2. Идеалистическое учение о душе Платона.

3. Концепция Аристотеля совмещала в себе оба содержательных плана, являлась итоговой концепцией античности по своей фундаментальности, разработанности и на настоящее время является высшим проявлением психологического знания о душе в античности. Специальный трактат Аристотеля "О душе" позволяет считать его основателем психологии как науки.

. В античности в рамках учения о душе складываются два фундаментальных направления, которые пройдут через века -- материалистическое и идеалистическое учение о душе

томистические теории души

В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов,мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Считая душу источником активности для тела, Демокрит и следующие за ним ученые утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижныВсе вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству атомов, по их форме, порядку и положению. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно. Теория Демокрита носит умозрительный характер, и сам Демокрит признавал умозрительный характер своего атомизма, поскольку в чувственном восприятии мы никогда не находим атомов.

6.Психол.концепция Платона

Понятие о душе у Платона(427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, ко-

торый первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является небытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция.Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия.Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.Процессы познания.Платон сделал акцент не на внеш-нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней социальной) получил название интериоризации .Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

7 Психол.концепцияАристотеля (384-322 гг. до н.э.).Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологии.

Душа по Аристотелю это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Душа и тело вообще неотделимы друг от друга, как материя, из чего сделана вещь, и форма этой вещи. Душа – это словно форма отпечатка на воске, который неотделим от самого воска.

Аристотель определяет душу и как сущность живого тела. Аристотель делил все функции живого тела на три группы:

1) Рост, питание, размножение – эти функции тела свойственные и человеку и животным и растениям – это «растительная душа».

2) Ощущения, восприятие, память, аффекты свойственны только животным и человеку – это «животная душа». Естественно, со смертью тела эти функции перестают существовать.

3) Разум и воля – это «разумная душа», присущая только человеку.

Аристотель ввел в психологию идею развития (генезиса). Функции души располагались в виде лестницы, где на низшей ступени возникает функция более высокого порядка: вслед за растительной формируется способность ощущать, а затем мыслить.

Аристотель пришел к выводу о существовании врожденного знания, т.е. о бессмертии и не материальности разумной души.

Аристотель обращается к понятию нус. Нус служит хранилищем разумной души человека после его смерти. При рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животной частями. Таким образом и происходит передача опыта, т.к. разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т.е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка.

Нус – это вечно изменяющаяся культура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно. После смерти разумная часть души вместе с теми знаниями, которые были накоплены данным человеком, сливается с мировым разумом, изменяя и обогащая его. Поэтому следующему поколению передается разумная душа уже с другим содержанием.







Сейчас читают про: