Вопрос. Развитие психологических взглядов В.М.Бехтерева, их характеристика

Вопрос научная психология И.М.Сеченова.

И. М. Сеченов (1829-1905) считается основоположником отечественной научной психологии как науки о поведении. Сеченов выдвигал следующие идеи о поведениииндивида и его внутренней и внешней природе.

1. Внешняя деятельность человека может быть объяснена с помощью уже известной рефлекторной схемы,

при этом не происходит вмешательства бестелесных внешних сил.

2. Все психические акты развиваются путем рефлекса,причем последний есть отражение переданного в мозг

раздражения.

3. Схема психического процесса такая же, как и схема рефлекса, но при этом имеет форму рефлекторного кольца, состоящего из четырех этапов:— первый этап: происходит внешнее воздействие, и орга-

низм через свою способность к чувствованию специфики раздражителя получает информацию о той среде, в которой ему предстоит функционировать. Качество стимула и среды распознается через сенсорные окончания мышцы,которая наделена способностью мыслить и определять контекст пространства и времени, где совершается действие;

— второй этап: включается деятельность центральной нервной системы по посылке адекватной реакции, а также происходит преобразование сигнала в психический образ внешней среды;

— третий этап: происходит реакция органа, выраженная в движении, поступке или речи;

— четвертый этап (отсутствует в классической схеме рефлекса): происходит отправка от мышцы обратного сигнала мозгу о совершенном действии и проанализированной мышцей информации об измененной среде, и на этой основе в мозге формируется уже новый образ среды.

4. Открытие принципа торможения: раздражение какого-либо центра в организме может привести не только к ответному действию, но и задержать это действие.

5. Познание имеет активный деятельностный характер:любое познание, в том числе и чувственное, есть действие.

6. Сознание имеет социальную обусловленность.

В.М. Бехтерев (1857 – 1927) пришел к психологии от невропатологии и психиатрии, которой занимался в Казанском университете. В его научной деятельности выделяется 3 этапа: 1885 г. – Бехтерев создает первую в России психофизиологическую лабораторию в Казани для исследований в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии (сознание, его границы). В Петербурге он развернул широкую исследовательскую и организаторскую работу по неврологии. В 90х гг. он организовал в Питере ряд лабораторий (в том числе экспериментально-психологическую) для исследований нервнобольных. Объективную психологию (которую он начал разрабатывать в 1904 г.) и психиатрию он включал в круг наук о мозге – «психоневрология». 1907 «Объективная психология» - новая наука, которая имеет в виду психику, но изучает соотношение внешнего воздействия и реакции на него. Объект – сознательные и бессознательные процессы и биологические основы психической деятельности. Предмет – изучение внешнего воздействия в соотношении с внешними проявлениями невропсихики. За сознательными процессами предполагаются объективные. Постултруется единство нервных и психических процессов. Субъективные состояния – внутренние знаки произошедших в организме изменений под влиянием внешних воздействий. изменения в организме Проявления (R) могут быть явно выражены, а могут быть скрыты (интенсивная умственная деятельность, которая с задержкой может проявиться потом в поведении). Единицей поведения Бехтерев считал психорефлекс. Различие между рефлексом и психорефлексом: В случае рефлекса действие стимула опосредовано видовым опытом, а в случае психорефлекса – индивидуальным опытом. Кроме того, предполагается наличие в организме скрытой энергии нервно-психической природы (концепция энергетизма). 1917 – рефлексология. Предмет рефлексологии – соотносительная деятельность организма. Человек изучается как деятель в труде. Единица поведения человека – сочетательный рефлекс. В этот период В.М. Бехтерев выделяет условия возникновения поведения: сила раздражителя задержка в течении рефлекса (тормозится двигательная сторона  усиливаются субъективные переживания) 1921 – «Коллективная рефлексология». Задача коллективной рефлексологии – изучение способов и проявлений коллективных рефлексов, образующих в совокупности коллективную деятельность, в сравнении с индивидуальными рефлексами. Условие возникновения коллектива по Бехтереву – общность интересов и целей. Бехтерев пытался установить общие законы: которым подчиняется мир неорганический, органический и социальный (физические законы тяготения, инерции, относительности и т.п. распространял на социум) действующие на уровне личности коллективной деятельности Методы коллективной рефлексологии: наблюдение анализ словесных отчетов статистические методы эксперимент (лабораторный и естественный) анкеты и опросники Рефлексология Бехтерева внесла свой вклад в развитие объективной психологии, однако была раскритикована в ходе рефлексологической дискуссии 1929 г. исключение психики из рассмотрения привело к биологизации и механистической трактовке человека и его поведения. Л.С. Выготский: Изучение поведения без психики так же глупо, как психику без поведения. Психика – тоже соотносительное поведение.

27. Вопрос. Направления русской философской психологии к.XIX-нач.XXвв. развитие русской психологической мысли в XIX в. было связано с общественной мыслью и успехами в естествознании, на развитие психологии в России в этот период влияли и кризис феодализма, и споры западников и славянофилов, революционно-демократическое и др. полиьические движения, почвенничество и творчество таких писателей, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, идеи философов различных направлений (Вл. Соловьев, А.И. Введенский, Н. Лосский, Н. Бердяев и др.). Большие успехи сделаны и в области естествознания. Очень продвинулась физиология, микробиология, зародилась эмбриология. К.Ф. Рулье (1814 – 1858) развивал идеи Ч. Дарвина. Основная область исследований – психология животных (лекции «Об образе жизни животных»). Основная идея – животное все передает в телесной форме, а человек имеет духовный опыт, который передается в науке и культуре. А.И. Герцен понимал психику как особую функцию мозга, отличную от функций других органов. У физиологии и психологии вообще разные задачи: физиология изучает организм, а психология уходит совсем в другой мир (угу… в мир иной;). Герцен считает, что различия психики человека и животных – качественные, причина заключается в историческом развитии человека. Александр Иваныч материалистически решает проблему психологии познания, развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует Локка и Кондильяка. Личность, по его мнению, активна, не является пассивным продуктом среды. Воля социально-исторически обусловлена. Психология Чернышевского основывалась на принципах философского материализма в его антропологической форме (человек как единое целое имеет только одну натуру  каждая сторона его деятельности – деятельность всего организма целиком, либо деятельность органа, рассматриваемого в натуральной связи со всем организмом). Чернышевский ратовал за причинный подход в психологии: научная психология должна выйти за пределы сознания в целях познания его причин. Он различал характер и темперамент. Характер определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека (имеет социальную природу). Темперамент обусловлен природными факторами, но все же подвержен влиянию социальных условий. Чернышевский выступал против функционализма. Мышление, память, воображение принадлежит личности и должно рассматриваться в связи с деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью. П.Д. Юркевич (1827 – 1874) выступил с критикой Н.Г. Чернышевского: недостаток трактовки психических явлений состоит в том, что психология рассматривается по образцу естествознания. Это чревато сведением психологии к физиологии. Психология – наука о внутреннем чувстве! Важная область развития психологии – педагогика. Н.И. Пирогов в 1856 г. публикует «Вопросы жизни» - примат задачи воспитания личности перед обучением в процессе подготовки будущих специалистов. Органичное соединение педагогики с психологией происходит в труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания». В духовном развитии, в формировании характера и нравственных качеств исключительная роль отводится деятельности, особенно труду. «Человек как предмет воспитания» стал предтечей отечественной педагогической психологии. Переход к ней осуществил П.Ф. Каптерев, автор «Педагогической психологии» (1877). Другой областью приложения психологической мысли к практике стала промышленная практика. В 80х гг. появляются работы по учету психики в труде. Русское Географическое Общество затеяло исследование психологии народов России (психическая этнография) А.А. Потебня (1835 – 1891) развивал идеи Гумбольдта о языке. В языке мысль не выражается, а совершается; мысль не передается, а вызывается словом другого. Язык – материализованное сознание народа. Слово – орудие мысли и служит для ее объективации. Изучение развития языка – метод исследования исторического развития сознания и мышления. В слове Потебня выделяет внешнюю форму (звук), значение (идея) и внутреннюю форму представления (образ). Появление собственно психологических трудов (статьи Сеченова, труды Струве и Кавелина) означало переход к новом этапу в развитии русской психологической мысли – психология становится самостоятельной наукой!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: