Вопрос. Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти XIX-нач.XX вв

Вопрос. История возникновения психологии индивидуальных различий. Исследования Ф.Гальтона

В экспериментальной психологии стояла задача исследования наиболее общих законов сознания и психики, индивидуальные различия рассматривались как помеха, от которой надо избавляться. Но постепенно интерес к индивидуальным различиям начал проявляться.

В Англии эти работы начал проводить Ф.Гальтон (1822 - 1911), биологом, антропологом. В своей книге “Наследственность таланта” (1869) гальтон выдвинул и попытался статистическим методом обосновать идею наследственности таланта. Он отрицал природное равенство людей в отношении умственных способностей. Они наследуются так же, как и физические признаки.

Признавал расовые различия в умственных способностях: считал белую расу высшей. Однако, в ходе истории высшая раса стала выраждаться. Для предотвращения этого процесса он считал необходимым создать специальную науку – евгенику, допускать браки только между личными людьми, а остальным запрежать деторждение. Биологизировал социальные проблемы и полностью игнорировал социальную сущность человека.

От изучения таланта Гальтон перешел к измерению психических функций каждого человека с целью оценки ума. Он ввел тесты на измерение отроты ощущений, времени реакции, изобретая необходимые для этого приборы. Тестировались ассоциативные способности, воображения, скорость образования суждений. Органы чувств он считал единственным источником знаний.

Спирмен разработал метод анализа корреляций – факторный анализ, ввел понятие G-фактора. вслед за ним теории мультифакторного анализа разработали Гилфорд, Терстоун и др.

Дифференциальная y делится на теоретическую (y вариативность, вопрос границы нормы, вопрс индивидуальности, ее причин – внутренних и внешних) и прикладную (объяснение душевных явлений при понимании другого человека, свясь со смежными дисциплинами). Разделы прикладной психологии: психогностика (познание людей), психотехника (практическое воздействие человека на человека), психография (описание отдельной индивидуальности), педология (проблемы обучения).

Психогностика. Направленность на практику, применялась в педагогике, производстве и медицине. Каждый индивид обладает отдельнвми признаками Индивид – человек и коллектив (раса). ® Задачи: изучить совокупность отдельных признаков (отличия индивидов); и-ть, как меняется признак у разных индивидов; изучение индивида в целом (в совокупности его признаков); Признаки: феномены, кот. называют y-кими: память, внимание и т.д.; психические акты (телесные акты); диспозиции: то, что активно не проявляется. Аналог способностей, тенденций, которве являются источником актов и феноменов. Лазурский отождествлял инднвидуальнцю y и характерологию. В качестве адекватных методов называл клиническое наблюдение и естественный эксперимент.

Психотехника. Термин ввел Штерн. Основатель – Гуго Мюнстерберг. Представители: Тейлор, Пассенс, Геллерштейн, Шпильрейн, Гастев. “Задачи дает жизнь, а средства – психология”. В начале XX века инженеры, соцработники и др. осознали, что подготовка людей к труду невозможна без учета психологического фактора. Тейлор: научное изучение труда с целью выявления законов выполнения трудовой Д.. На основании этих знаний определяются наиболее эффективные нормы выработки. Пассенс открыл бюро по выбору профессии. Люди не имели представления о характере профессии из которых они (подростки) хотят выбирать. Не знали себя – для какой профессиональной деятельности они пригодны. Мюнстерберг. Уменьшение аварийности на транспорте (водители трамваев). Введение понятия ПВК. Гастев. Центральный институт труда. Задача снижения нагрузок при том же или большем уровне производительности. Изучение рабочих движений ® биомеханика. Лаборатория биомеханики.

Платформа 17-и. Керженцев, Каплун, Шпильрейн, Стопани и др. Упирали на социалистическую политическую ориентацию исследований труда в России. Основной вопррос – рационализация техники и производства, против изучения рабочих движений.

Богданов и его последователи. Всеобщая организационная наука – тектология. Существуют универсальные организационные принципы, одинаково прилложимые во всех областях науки и человеческой деятельности.

Начало 30-х годов – свертывание работ по психотехнике. Обвинение в буржуазности, антисоветскости. 1936 г. – запрещение психотехники


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: