Участие граждан в деятельности по осуществлению правосудия реализуется на
практике в различных формах. Предпочтительным представляется в первую группу
выделить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в
осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные
формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и
судопроизводства).
Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в отправлении
правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации, ст. 8
Закона о судебной системе.
Конституция (ч. 5 ст. 32) устанавливает: «Граждане Российской Федерации
имеют право участвовать в отправлении правосудия». Закон о судебной системе,
российские УПК и ГПК конкретизируют это общее положение.
Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами
судьи. Они, как и профессиональные судьи, независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и закону. Приговоры по уголовным делам и
|
|
решения по гражданским делам народные заседатели постановляют совместно с
профессиональным судьей в условиях соблюдения тайны совещания. Все вопросы
(включая вопросы вины, ответственности и наказания) решаются простым
большинством голосов, причем председательствующий (профессиональный судья)
подает свой голос последним.
Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей) не имеют равных и
одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. В суде присяжных
полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией
присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим).
Коллегия присяжных выносит вердикт, т. е. решение по поставленным перед ней
вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут
вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный
вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том,
заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения. Судья же в
суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный).
В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Коллегия
присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем
жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух
запасных (ст. 328 УПК РФ).
К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуществлению и
обеспечению правосудия следует отнести все другие допущенные законом
разновидности и способы их (граждан) участия, кроме непосредственного
|
|
отправления правосудия (в качестве народных, присяжных и арбитражных
заседателей).
Принцип участия граждан (населения) закреплен во многих статьях Уголовно-
процессуального кодекса. В частности: а) ст. предусматривает участие в
судебном разбирательстве общественных обвинителей и общественных защитников;
б) ст. рассматривает в качестве повода к возбуждению уголовного дела
заявления и письма граждан; в) ст. допускают личное и общественное
поручительство в качестве мер пресечения; г) ст. предусматривает широкое
использование органами расследования помощи общественности в расследовании
преступлений; д) ст. предусматривают решение некоторых вопросов исполнения
приговора по ходатайствам общественных организаций и коллективов трудящихся;
е) ст. регламентирует участие граждан в качестве понятых для
удостоверения факта, содержания и результатов следственных действий.