Значения, суд автономной области, суд автономного округа

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального

Верховный Суд Российской Федерации

1. Место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов общей

юрисдикции и его задачи.

В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ

является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным

и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в

предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за

их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной

системе Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации:

- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,

административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и

специализированные федеральные суды;

- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй

инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся

обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и

в качестве суда первой инстанции;

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к

верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов

федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным

судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ

устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституция Российской Федерации позволяет сделать ряд важных выводов

относительно общей характеристики роли Верховного Суда РФ как высшей судебной

инстанции в системе общих судов, в частности, о том, что: а) Верховный Суд

обладает юрисдикцией на всей территории России; б) решения, приговоры,

определения и постановления о назначении судебного заседания, вынесенные

Верховным Судом, в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не

подлежат; в) Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке

решение, приговор, определение и постановление любого нижестоящего суда общей

юрисдикции по любому делу; г) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам

судебной практики; д) Верховный Суд обладает правом законодательной

инициативы.

2. Состав и структура Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд РФ состоит из судей и народных заседателей. В соответствии со

ст. 128 Конституции Российской Федерации и ст. 13 Закона о судебной системе

судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ

по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя

Верховного Суда РФ и заключении квалификационной коллегии этого суда.

Верховный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей, судей и народных

заседателей. Закон о статусе судей в Российской Федерации не ограничивает

сроком полномочия судей Верховного Суда РФ. Срок полномочий народных

заседателей - пять лет.

В кассационном порядке дела по жалобам и представлениям рассматриваются в

составе трех профессиональных судей Верховного Суда в судебной коллегии по

гражданским делам, в судебной коллегии по уголовным делам, в Военной

коллегии. В порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

в судебных коллегиях дела рассматриваются в составе трех профессиональных

судей Верховного Суда РФ, в Президиуме Верховного Суда РФ - при наличии

большинства членов его полного состава.

Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ; Президиума

Верховного Суда РФ; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии

по уголовным делам; Военной коллегии.

Пленум Верховного Суда РФ включает в свой состав всех судей Верховного Суда.

Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца, его заседание

правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. В заседаниях

Пленума принимают участие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ. На

Пленум могут приглашаться и другие лица, например, судьи нижестоящих судов,

члены научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, работники

прокуратуры. Они вправе принимать участие в обсуждении вопросов, включенных в

повестку заседания Пленума. Решения принимаются Пленумом открытым

голосованием простым большинством голосов. Перед голосованием по всем

вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ

либо министром юстиции, Генеральный прокурор дает заключение. Постановления

Пленума подписывает Председатель Верховного Суда РФ и секретарь Пленума -

судья Верховного Суда РФ. Заметим, что секретарь Пленума, наряду с

осуществлением полномочий судьи Верховного Суда, проводит организационную

работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и

принимает меры для исполнения принятых Пленумом постановлений.

Президиум в пределах своих полномочий: рассматривает судебные дела в порядке

надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; заслушивает доклады

о результатах изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной

статистики; обсуждает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата

Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях правильного

применения законодательства, координируя эту работу с министерством юстиции;

осуществляет некоторые другие полномочия, предоставленные ему законом.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом

Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ,

основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ. В состав

Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его

заместители (по должности), а также несколько наиболее опытных судей

Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при

наличии заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ

подразделяются на судебные составы по 6-8 судей Верховного Суда. Один из

судей Верховного Суда, входящих в судебный состав, является председателем

состава, который чаще других судей председательствует в судебных заседаниях,

а также обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и в

порядке надзора. В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие

из республик, краев, областей и других административно-территориальных

образований, закрепленных за данным судебным составом. Такой порядок

подготовки и рассмотрения гражданских и уголовных дел в судебных коллегиях

позволяет более эффективно осуществлять надзор за судебной деятельностью

нижестоящих судей. Судьи Верховного Суда РФ, изучающие дела из определенных

нижестоящих судов и участвующие в их рассмотрении, имеют возможность

знакомиться с обстановкой в области, крае, республике, условиями работы этих

судов, с наиболее распространенными в этих регионах преступлениями и иными

правонарушениями, а также с деловыми качествами судей, участвовавших в

рассмотрении дел, которые поступили с жалобами и протестами в Верховный Суд.

Это позволяет выявлять типичные ошибки, допущенные в решениях и приговорах,

устранять их и оказывать более эффективную помощь нижестоящим судам.

3. Компетенция Верховного Суда Российской Федерации.

Компетенция Верховного Суда РФ (его полномочия) при обобщенной характеристике

определяется прежде всего тем, что Верховный Суд, осуществляя судебный надзор

в соответствии с нормами действующих УПК и ГПК, рассматривает протесты в

порядке надзора на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения

и постановления нижестоящих судов, а также на решения, приговоры, определения

и постановления судебных коллегий Верховного Суда РФ; рассматривает

представления (заключения) Генерального прокурора РФ и его заместителей о

возобновлении дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он

рассматривает в пределах своей компетенции как суд второй инстанции

кассационные и частные жалобы, кассационные и частные протесты прокурора на

решения, приговоры, определения и постановления, которые не вступили в

законную силу и вынесены верховными судами республик, краевыми, областными и

равными им судами.

Судебный надзор, о котором говорится в законе, Верховный Суд РФ осуществляет

прежде всего путем рассмотрения в порядке надзора гражданских, уголовных дел

и иных дел в судебных коллегиях по гражданским делам и по уголовным делам, в

Военной коллегии, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по

протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные

судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ в

качестве суда первой инстанции; дела по протестам на определения судебных

коллегий по гражданским и уголовным делам, вынесенные в кассационном порядке

или в порядке надзора.

Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики,

основываясь на ее изучении и анализе судебной статистики. Инициаторами таких

разъяснений являются Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. С

предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики на заседании

Пленума может выступить любой судья Верховного Суда РФ как член Пленума

Верховного Суда. Основанием для обсуждения вопроса о даче таких разъяснений

могут быть представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ;

Пленум Верховного Суда РФ обязан их рассмотреть. Разъяснения по вопросам

судебной практики в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ публикуются

в «Бюллетене Верховного Суда РФ» и в «Российской газете».

Помимо разъяснений по вопросам судебной практики Пленум Верховного Суда РФ:

утверждает судебные составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного

Суда, а также научно-консультативный совет при Верховном Суде; заслушивает

сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты председателей судебных

коллегий; рассматривает вопросы соответствия разъяснений Пленума Верховного

Суда Конституции РФ и другому законодательству; решает вопросы, связанные с

осуществлением законодательной инициативы, которой наделен Верховный Суд;

осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

1. Место Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города

федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в

системе судов.

Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции

рассматривают дела в качестве суда первой инстанции и в качестве суда второй

инстанции - по отношению к районным судам, действующим на территории

соответствующего субъекта Федерации.

Краевые (областные) и равные им суды рассматривают в установленном законом

порядке дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и

постановления районных судов, не вступившие в законную силу. Из этого

следует, что областные и равные им суды, являясь вышестоящими судами по

отношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же

задачу они решают, рассматривая дела по протестам в порядке надзора на

решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.

Наряду с этим областные и равные им суды рассматривают в случаях и порядке,

определенными законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в

качестве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и

постановления областных и равных им судов, как не вступившие, так и

вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке

пересмотрены Верховным Судом РФ.

В качестве суда второй инстанции краевой (областной) и равный ему суд

действует в составе трех профессиональных судей.

Для рассмотрения гражданских и уголовных дел в краевых (областных) и равных

им судах образуются коллегии по гражданским и уголовным делам. Состав этих

коллегий утверждается президиумом суда. Их возглавляют заместители

председателя суда. В судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам

соответственно формируются судебные коллегии для рассмотрения конкретных

гражданских и уголовных дел как по первой инстанции, так и для рассмотрения

дел в кассационном порядке.

Надзорной инстанцией в областном и равном ему суде является президиум

соответствующего суда. Президиум состоит из председателя, его заместителей и

судей суда, его состав утверждается Президентом РФ по представлению

Председателя Верховного Суда РФ.

3. Компетенция краевых (областных) и равных им судов.

Компетенция (полномочия) краевых (областных) и равных им судов при обобщенной

ее характеристике определяется тем, что к их ведению отнесено рассмотрение:

гражданских и уголовных дел по первой инстанции; дел по жалобам и протестам

на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не

вступившие в законную силу; дел по протестам в порядке надзора на вступившие

в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных

судов, а также по представлениям (заключениям) прокурора в связи с открытием

по делу новых обстоятельств.

Судебная коллегия по гражданским и судебная коллегия по уголовным делам

краевого (областного) или равного ему суда рассматривает по первой инстанции

соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к их подсудности.

Кроме того, каждая из названных судебных коллегий вправе изъять любое

гражданское дело (при наличии ходатайства или согласия сторон) или уголовное

дело (если есть о том ходатайство обвиняемого) из районного суда,

находящегося на территории соответственно республики, края, области,

национального округа, города, и принять его к своему производству в качестве

суда первой инстанции. Как показывает практика, коллегия по гражданским делам

по первой инстанции чаще других рассматривает дела о восстановлении на

работе, о выселении из помещений, о взыскании денежных средств с должников и

др.

Судебной коллегии по уголовным делам краевых (областных) и равных им судов

подсудны дела: об убийстве; о похищении человека; об изнасиловании; о

торговле несовершеннолетними; о терроризме и захвате заложников при

отягчающих обстоятельствах; об организации незаконного вооруженного

формирования; о бандитизме; об организации преступного сообщества; об угоне

воздушного судна; о массовых беспорядках при отягчающих обстоятельствах; о

пиратстве; о приведении в негодность транспортных средств и путей сообщения

при отягчающих обстоятельствах; о нарушениях правил безопасности при

строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов при

отягчающих обстоятельствах; о диверсии; получении взятки; о ряде преступлений

против правосудия; о преступлениях против мира и безопасности и некоторые

другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: