Грузооборот и грузопоток

Виды транспорта

Транспортное хозяйство

Основной задачей организации и функционирования транс| портного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного про­цесса.

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, матери­алов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к ра­бочим местам, но и между рабочими местами, а также контроль­ными постами.

На предприятиях находят применение различные виды транс­портных средств, начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного хозяйства зависит от многих фак­торов, основными из которых являются следующие: объем внут­ризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и га­бариты изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Эти факторы влияют на состав подразделений службы транспортного хозяйства предприятия. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве внепроизводственного транспорта железнодорожных или автомобильных средств, то следует отдельно сформировать соответствующие цеха, кроме того, целесообразно создать цеха или участки безрельсового транспорта и электротранспорта с со­ответствующей ремонтной базой, техническим обслуживанием и заправкой.

К транспортным средствам непрерывного действия относятся конвейеры, которые нашли широкое распространение на пред­приятиях, относящихся к массовому и крупносерийному произ­водству. Транспортное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышеназванных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

В организационном отношении работа транспортного хозяй­ства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток.

Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу вре­мени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков.

Грузовым потоком называется коли­чество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

Величина грузовых потоков зависит от организационно-про­изводственного типа производства и может быть рассчитана в ус­ловиях постоянной номенклатуры и объемов производства ана­литическим методом на основе норм расхода материалов и вели­чины производственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся номенклатуры и объема производства можно при­менить метод специального обследования и накопления статис­тической информации о грузопотоках с последующей их обработ­кой или путем выбора Типового представителя перемещаемых гру­зов и расчета на его основе показателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных методов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных средств и достижения их постоянной загрузки! О рациональности функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе равномерного грузооборота. Этой же цели служат шахматная таблица грузообо­рота и схема грузопотоков.

Шахматная таблица грузооборота строится в разрезе отдель­ных цехов, складов, а затем делается сводная таблица по пред­приятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою оче­редь шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.

Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дае основание для совершенствования организации транспортног хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречные возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортньи средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: