Повседневный мир исследуется ц описывается в исто-
рии, этнографии, культурологии, социологии и философии.
Проблемами соотнесения сознания исследователя и со-
знания обычных людей, генерирующего ежеминутно смыс-
ловые структуры повседневности, занята феноменологиче-
ская социология:
Феноменологическая социология,
напротив, стремится развенчать представление о повседнев-
ности как сфере «четких определений». Она показывает,
что все реалии обыденной жизни непрерывно создаются и
пересоздаются.
Высказывая суждения о повседневности и связанных с
ней вопросам, философ ие обязан скрывать свое личност-
ное кредо, напротив, он говорит лпчно от себя, даже если
его представления претендуют на универсальность.
3. Повседневность и экзистенциальные
проблемы философии
Экзистенциальные проблемы рождаются в ходе повседнев-
ной жизни каждой личности, в процессе развертывания инди-
видуального бытия.
Повседневная жизнь — это не только привычное, спо-
койное, «накатанное» существование, при котором изо дня
в день и из года в год воспроизводятся одни и те же эмоци-
онально-нейтральные ритуалы
|
|
Важнейшая — это сама жизнь, ее онтологическая укоре-
ненность в других измерениях действительности, выходя-
щих за рамки повседневного мира
Коммуникация, межличностное общение - еще одна эк-
зистенциальная проблема, тесно переплетающаяся с пробле-
мами добра и зла, моральности и аморальности.
Одной из ведущих экзистенциальных тем является сво-
бода, вопрос о мере человеческих возможностей и тех объ-
ектпвных и субъективных ограничителях, которые стоят на
ее пути.
Работы М. Хайдеггера, X. Ортеги-и-Гассета положили
начало обсуждению темы человеческого бытия, которое
концентрирует в себе суть мирового бытия, но, тем не менее
(а, может быть, именно поэтому) в корне отличается от бы-
тия вещей, от отношений вещных, -предметных по своему
характеру.
Специфика языка предполагает и своеобразную форму
исследования. В письменной речи — это жанр эссеистшш,
позволяющий автору говорить от себя, не будучи скован-
ным внешними канонами.
4. «Дольний мир» - бытие без Бога
«Человек нуждается в Боге» — сей старый тезис обрел в
последние годы новую популярность в нашей стране, и это,
наверное, не удивительно, ибо после долгого периода гоне-
ний церковь возрождается и все более берет в свои руки
духовные браздц.
Если исследовать сознание не только как исторический,
но и как онтологический феномен, то окажется, что в нем
всегда, во все времена и эпохи существует некий мирской,
профаниый пласт.
Долгие столетия постулат наивно-материалистическогс
сознания был совершенно не очевиден для большинства лю-
дей, поступающих в соответствии с ним, хотя философы
осознали его уже в древности.
|
|
Установка <на жизнь» для многих
людей становится сознательной, продуманной, к тому же
она активно подкрепляется авторитетом естествознания.
5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
Тезис «жизнь самоценна* (естественное развертывание
мысли «этот мир — единственный») имеет, если можно так
выразиться, «жесткое» и «мягкое» толкование. «Жесткое»
дает нам «воля к власти» Ф. Ницше, настоящая хвалебная
песнь всему сильному, агрессивному, живучему, как здоро-
вый колючий сорняк.
«Мягкое» толкование положения «жизнь самоценна» не
стремится ничего вымарать из нее. Напротив, это принятие
эмпирического человеческого существования в его полноте: с
темными страстями и духовными взлетами, добром и злом,
рутиной и праздниками, удачами и неудачами.
В противоположность этому обыденная человеческая
жизнь — подвижное, пульсирующее, переливчатое начало.
Положение ^смерть абсолютна» также имеет две трак-
товки.
Таким образом, нравственное содержание ориентации
«па жизнь» не может быть оценено негативно, если подхо-
дить к нему без предвзятости. Стремление полнокровно
жить эмпирической человеческой жизнью - не заблуждение
грешного или невежественного ума, а, возможно, только
лишь часть истины.