Науки и философия об обыденном мире

Повседневный мир исследуется ц описывается в исто-
рии, этнографии, культурологии, социологии и философии.

Проблемами соотнесения сознания исследователя и со-
знания обычных людей, генерирующего ежеминутно смыс-
ловые структуры повседневности, занята феноменологиче-
ская социология:

Феноменологическая социология,
напротив, стремится развенчать представление о повседнев-
ности как сфере «четких определений». Она показывает,
что все реалии обыденной жизни непрерывно создаются и
пересоздаются.

Высказывая суждения о повседневности и связанных с
ней вопросам, философ ие обязан скрывать свое личност-
ное кредо,
напротив, он говорит лпчно от себя, даже если
его представления претендуют на универсальность.

3. Повседневность и экзистенциальные
проблемы философии

Экзистенциальные проблемы рождаются в ходе повседнев-
ной жизни каждой личности, в процессе развертывания инди-
видуального бытия.

Повседневная жизнь — это не только привычное, спо-
койное, «накатанное» существование, при котором изо дня
в день и из года в год воспроизводятся одни и те же эмоци-
онально-нейтральные ритуалы

Важнейшая — это сама жизнь, ее онтологическая укоре-
ненность в других измерениях действительности, выходя-
щих за рамки повседневного мира

Коммуникация, межличностное общение - еще одна эк-
зистенциальная проблема, тесно переплетающаяся с пробле-
мами добра и зла, моральности и аморальности.

Одной из ведущих экзистенциальных тем является сво-
бода,
вопрос о мере человеческих возможностей и тех объ-

ектпвных и субъективных ограничителях, которые стоят на
ее пути.

Работы М. Хайдеггера, X. Ортеги-и-Гассета положили
начало обсуждению темы человеческого бытия, которое
концентрирует в себе суть мирового бытия, но, тем не менее
(а, может быть, именно поэтому) в корне отличается от бы-
тия вещей, от отношений вещных, -предметных по своему
характеру.

Специфика языка предполагает и своеобразную форму
исследования.
В письменной речи — это жанр эссеистшш,
позволяющий автору говорить от себя, не будучи скован-
ным внешними канонами.

4. «Дольний мир» - бытие без Бога

«Человек нуждается в Боге» — сей старый тезис обрел в
последние годы новую популярность в нашей стране, и это,
наверное, не удивительно, ибо после долгого периода гоне-
ний церковь возрождается и все более берет в свои руки
духовные браздц.

Если исследовать сознание не только как исторический,
но и как онтологический феномен, то окажется, что в нем
всегда, во все времена и эпохи существует некий мирской,
профаниый пласт.

Долгие столетия постулат наивно-материалистическогс
сознания был совершенно не очевиден для большинства лю-
дей, поступающих в соответствии с ним, хотя философы
осознали его уже в древности.

Установка <на жизнь» для многих
людей становится сознательной, продуманной, к тому же
она активно подкрепляется авторитетом естествознания.

5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»

Тезис «жизнь самоценна* (естественное развертывание
мысли «этот мир — единственный») имеет, если можно так
выразиться, «жесткое» и «мягкое» толкование. «Жесткое»
дает нам «воля к власти» Ф. Ницше, настоящая хвалебная
песнь всему сильному, агрессивному, живучему, как здоро-
вый колючий сорняк.

«Мягкое» толкование положения «жизнь самоценна» не
стремится ничего вымарать из нее. Напротив, это принятие
эмпирического человеческого существования в его полноте: с
темными страстями и духовными взлетами, добром и злом,
рутиной и праздниками, удачами и неудачами.

В противоположность этому обыденная человеческая
жизнь — подвижное, пульсирующее, переливчатое начало.

Положение ^смерть абсолютна» также имеет две трак-
товки.

Таким образом, нравственное содержание ориентации
«па жизнь» не может быть оценено негативно, если подхо-
дить к нему без предвзятости. Стремление полнокровно
жить эмпирической человеческой жизнью - не заблуждение
грешного или невежественного ума, а, возможно, только
лишь часть истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: