double arrow

Человек в мире культуры


Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — пол-
итика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти
сферы человеческой деятельности переплетены и влияют
друг на друга.

В нравственной культуре фиксируется достигаутый об-
ществом уровень представления о добре, зле, чести, справед-
ливости, долге и т. д.

Эстетическая культура общества включает в себя эсте-
тические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и
т. д.), способы их создания и потребления.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая
культура.
Драматическая ситуация, которую переживает
современное общество, во многом обусловлена катастрофи-
ческими изменениями, происходящими в природном мире в
результате человеческой деятельности.

Единство мира культуры определяется целостностью по-
следнего, действующего как целостное существо. Культура
не существует вне своего живого носителя - человека.

Творчество, изменение являются другой стороной развития
общества. Единство традиции и обновления - универсаль-
ная характеристика любой культуры.

Развитие культуры - противоречивый процесс. Здесь
прогрессивное и регрессивное — две стороны одной меда-
ли. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом
распространившийся по всему миру тип научно-техниче-
ской культуры весьма способствовал развитию свободы че-
ловека.




3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-
знании общества

В понимании культуры в последнее время наиболее ак-
tiiBHo конкурируют между собой две когнитивные програм-
мы.
В основе одной из них лежит деятелыюстный подход к
<ультуре как «духовному коду жизнедеятельности людей».

В содержательно-методологическом плане можно выде-
лить несколько подходов в интерпретации понятия «циви-
лизация»:
культурологический, социологический, этнопси-
хологический, географический.

В рамках культурологического подхода М. Вебер, а за
ним А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый
социокультурный феномен, ограниченный определенными
пространственно-временными рамками, основу которого со-
ставляет религия.

В русле социологического подхода особый интерес пред-
ставляет концепция цивилизаций Д. Уилкинса, который от-
вергает понимание цивилизации как социума, характеризу-

ющегося однородной культурой. Он считает, что культур-
ная гомогенность не является признаком цивилизации —
она может быть вполне и разнородной.

С позиций этнопспхологичвского подхода Л. Гумилев
связывал понятие цивилизации с особенностями этнической
истории.

Другим направлением «civilisational studies» является
новая, не культурологически-редукционистская интерпре-
тация понятия «цивилизация».

Глобализация реализовывалась самыми различными ме-
ханизмами — империями, торговыми компаниями, различ-
ными идеологиями, что и создавало различные конфигура-
ции мироцелостности. При этом процесс глобализации про-
шел несколько стадий: 1) середина XV — середина XVIII вв.—
«зарождение», 2) середина XVIII в.— 1870 г.— «начало»,
3) 1870 г.— середина XX в.— «рывок», 4) с середины
XX в.— «ситуация неопределенности».



Цившшзационный подход нашел широкое применение в
исследованиях по исторической и культурно-исторической
типологии. При этом можно выделить три подхода в ин-
терпретации понятия ^цивилизация»:
локально-историче-.
ский, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

Среди сторонников локально-исторического подхода нет
единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в про-
шлом и сколько существует их в настоящее время.

В рамках историка-стадиального подхода в зависимо-
сти от выбора тех или иных аксиоматических критериев вы-
деляют различные типы цивилизаций.

4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные







Сейчас читают про: