Измерении
Общество в историческом и аксиологическом
Философия истории (термин, введенный в науку Воль-
тером) как попытка осмысления сути развития общества,
его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с
именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха, Авгу-
стина, Лейбница, Вико и Монтескье, Гегеля, Шопенгауэра,
Шпенглера, Тойнби и др.
Откуда мы и куда мы идем, чего, ждать от настоящего и
будущего — вот вечные темы философствования по поводу
общества и его истории.
Выделяют несколько типов цикличности: маятникооб-
разное движение, круговое, спиралевидное и волновое (си-
нусоидное). Тип зависит от размеров и масштабов обще-
ственной системы: в малых преобладают маятниковые цик-
лы, в средних — круговые и спиралевидные, в больших —
круговые и длинноволновые.
Переход от одной культуры к другой проходит через
стадии: кризис — крушение — очищение — переоценка
ценностей — возрождение'.
Рассмотрение проблем.формации и цивилизации позво-
ляет подойти к обсуждению вопроса о сути прогресса и ре-
гресса общества, цели истории н ее вектора, исторической
необходимости и свободе, индивидуальной и коллективной
ответственности за исторические деяния. Комплекс этих
проблем составляет поле деятельности философов, истори-
ков, культурологов и футурологов.
4. Проблемы современного информационно-
технического общества
Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает
основание рассмотреть проблемы современного этапа эво-
люции этой глобальной системы.
Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы
самой надежной, космической техники и т. п., заставляет
еще раз вернуться к оценке и переоценке системы ценностей
современного мира.
Общество — это сверхсложная систе-
ма, включенная в суперсистему Космоса и Земли и облада-
ющая значительной спецификой в своем генезисе, функци-
онировании и развитии.
Общество — вероятностная система, в ходе развития кото-
рого реализуются далеко не все потенциальные возможности,
а непредсказуемость многих событий'является общей законо-
мерностью.
Г л а в а IX
1. Культура - предмет философского
рассмотрения
Слово культура — одно из наиболее популярных в рас-
суждениях о вечных философских проблемах. Изучением
культуры занимаются многое науки — история, археология,
социология, этнография, искусствоведение, антропология.
Идея культуры выражала степень развитости разумного
начала, поступательного Исторического развития, воплощен-
ного в религии, науке, искусстве, праве, морали как объекти-
вациях разума.
В «философии жизни»· дух, рассматриваемый как суб-
станция культуры, был истолкован как проявление целост-
ности, организации психической жизни, мировоззрения, а
не разума, поэтому явления культуры с точки зрения этой
философии требуют особого типа постижения — психоло-
гического понимания
«Философия культуры» (этот термин в начале XIX в.
ввел немецкий романтик А. Мюллер) как относительно са-
мостоятельная область философии стремилась синтезиро-
вать теории о сущности и значении культуры как сферы
духовной жизни.
Философия культуры всегда решала проблему, что есть
культура в целом. Но в XX в. обнаружилось, что в рамках
классической модели не удается преодолеть трудности ра-
ционалистического познания культуры
Все' это привело к появлению других моделей культуры.
Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на
повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса,
социума рассматриваются как элементы культурной реально-
сти, взаимодействующие между собой и воспринимаемые че-
ловеком в процессе переживания, а не рационального осмыс-
ления своего бытия.
Классическая и модернистская модели основаны на воз-
можности абсолютного субъекта познания и воспроизводст-
ва культурной реальности.
Постмодернистская такую возможность отвергает. В
онтологическом плане эта модель связана с осмыслением
того обстоятельства, что мир как бы противится воздейст-
вию иа него человека, что порядок вещей «мстит» нашим
попыткам его творчески преобразовать, перевести из «нера-
зумного» состояния в «разумное»
Аксиологический (ценностный) подход заключается в
выделении той сферы бытия человека, которую можно на-
звать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зре-
ния сторонников данной концепции, и применимо понятие
культуры.
В деятельном подходе культура выступает специфиче-
ским способом человеческой жизнедеятельности. Культура
рассматривается как диалектически реализующийся про-
цесс в единстве его объективных и субъективных моментов,
предпосылок и результатов.
При семиотическом подходе культура фиксируется в ка-
честве ее сущностной характеристики: внебиологическнй
знаковый механизм передачи опыта через так называемый
социокод как знаково закрепленную совокупность деятель-
постных схем, обеспечивающих социальное наследование