Техника
МИРЕ
ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ
Современная цивилизация, взятая всепланетно, глобаль-
но, рассматриваемая целостно в отвлечении от ее внутренне-
го многообразия, может получить различные характеристи-
ки.
Если в прошлых столетиях проблемы науки интересовали
лишь узкий слой причастных к ней интеллектуалов, а отно-
шение к технике было сугубо прикладным, то наше время вы-
двинуло оба эти явления в центр общественного внимания,
привлекло к ним взоры миллионов людей.
Отметим то обстоятельство, что, если наука — древний
ΟΙΟ
объект философской рефлексии, то техника стала предме-
том профессионального философского анализа сравнитель-
но недавно.
История техники —это объективная предпосылка чело-
веческой деятельности.
И все же технический прогресс при всей его жесткости
неостановим. И если где-либо можно говорить о видимом
действительном прогрессе (восхождении от простого к
сложному, от низшего к высшему), то это в области роста и
развития техники.
|
|
Из всех духовных творений человека в наши дни, пожа-
луй, наибольшее внимание привлекает к себе наука.
О науке спорят, ее восхваляют и бранят, поддерживают
и проклинают, на нее возлагают радужные надежды, ей же
предъявляют счет за горести человечества
Нэукп if выступает как рациональное знание, ориентиро-
ванное на добывание достоверной истины, расширяемой и об-
новляемой, той истины, которая предстает как логически ор-
ганизовапная и доказуемая.
В современном обществе наука представляет сложное, со
многими звеньями, глубоко внутренне расчлененное духов-
ное образование.
Согласно одной из наиболее свежих периодиза-
ций (А. С. Кравец, 1993 г.), берущих за основу социокуль-
' 528
турные параметры, можно выделить четыре периода соци-
альной зрелости европейской науки:
Первый —от XV до XVIII в.— романтический, ювеналь-
пый.
Второй, —классический (XVIII—XIX в. в.), связан с ут-
веждением зрелых товарно-рыночных отношений, машин-
ного производства, распространением ставшего капитализ-
ма.
Третий — постклассический период (примерно вторая
треть XX в.) — это тот, когда возникает так называемая
«Большая наука», создают основные теории современного
истолкования мира
четвертый — постнеклассический период
связан с развертыванием во всех ракурсах «Большой нау-
ки».
В нашем веке научное знание глубоко шагнуло «ввысь»
в дальний загалактический Космос, проникло «внутрь» к
элементарным частицам и кваркам, энергично вторглось в
сферу живого и оборачивается к человеку, к его психике и
социальной жизни.