Научно-техническое развитие
В последние десятилетня началась кардинальная рево-
люция, принципиально изменяющая отношение мира чело-
века и мира природы. Она еще не получила общепринятого
названия. Это н попятно —она еще-более в истоках, чем в
развороте. Ее расцвет еще впереди.
Информационно-компьютерная революция подготавли-
вает базу для глубоких социальных изменений. Они охва-
тят все этажи общественной целостности — социальное уст-
ройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и
образования.
В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид ре-
альности — "виртуальная реальностью", искусственная
псевдосреда, с которой можно.общаться как с подлинной.
Дело в том, что, создавая «техносферу», человечество
теснит природу, антропогенное воздействие на биосферу
Земли становится губительным, прерываются естественные
циклы возобновления природных ресурсов.
Глава XIV
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Человечество как субъект истории
|
|
В наше время, динамичное и противоречивое, в пору со-
циальных катаклизмов и назревающих природных катаст-
роф, люди Земли все пристальнее вглядываются в собствен-
ный облик, осмысливают истекшее, стремятся понять перс-
пективы будущего.
Дело в том, что история мысли знает немало иллюзорных,
мнимых или ложных, псевдопроблем. Над их разрешением
подчас многие годы бьются ученые и философы, в конце
концов с горечью убеждаясь, что они вопрошали пустоту.
Как видно, скептиков,' подвергающих сомнению реаль-
ность феномена «человечество», немало. Но человечество
существует реально и объективно, независимо от умствен-
ных изысков тех или иных теоретиков. Есть человечество
как фрагмент объективного мира, есть его всемирная исто-
рия, многочисленными исследованиями уже давно зафикси-
рованы ее единство и всеобщность.
Люди Земли едины сущностно ~ социально. Когда-то ран-
ний К. Маркс убедительно заметил, что именно в переработке
предметного мира человек впервые действительно утверждает
себя как родовое существо, производство есть его деятельная
родовая жизнь.
Люди земли едины интеллектуально. В любом акте ло-
гического размышления можно усмотреть скрепы, стягива-
ющие миллионы и миллионы индивидов, сотни и сотни по-
колений в нечто единое.
э. он охватил всю Азию, Африку н Европу.
От поколения к поколению нарастала целостность че-
ловечества, утверждалась гомогенность всеобщей истории,
выйдя на поверхность и.став зримым фактом ко времени
утверждения капиталистических отношений в основных ре-
гионах мира.
Целостность взяла 'верх над дискретностью. Временное
единство исторического процесса (диахроническое) во всем
объеме дополняется пространственным (синхроническим).
|
|
внего разрушения СССР
и отделения Чехии от Словакии). Жизнь народа Земли да-
лека от гармоничности и пронизана острыми коллизиями.
Классику читать полезно. Нет-нет да и найдешь в ней
высказывание, поражающее свежестью и остротой.
Трагические предсказания звучат не только в христиан-
ских храмах. И в мусульманских мечетях все чаще раздают-
ся тирады типа: «О, рабы Аллаха, я боюсь для вас ужасно-
го наказания».
Эзотерики расценивают сложившуюся по-иному ситуа-
цию, утверждая, что наши горизонты более ясны, ибо бли-
зится переход от Кали Юги («черного века») к Сатиа Юге
(«светлому веку»).
Люди рационального мышления, ученые и социологи по-
лагают, что грядущий век несет в себе противоречивые воз-
можности как взлета, так и упадка.
Мир на изломе, па перепутье. Он устремлен к новому
глобальному порядку. Впереди развилка истории, и необ-
ходим выбор дальнейшего пути. Подобными формулами за-
полнены ученые труды и массмедиа.
Не случайно пестрые концепции глобального развития
подчас характеризуются как поиск «стратегии выживания».