Роль науки в развитии техники
Методология научного познания
Метод (греческое metodos) в самом широком смысле сло-
ва — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в
любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «ме-
тодология» имеет два основных значения: 1) система опреде-
ленных способов, приемов и операций, применяемых в той
или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и
т. п,); 2) учение об этой системе, теория метода.
Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сво-
дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо-
бов, норм познания и действия.
Противоположности — это' такие стороны, моменты,
предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в раз-
ных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроника-
ют и — при определенных условиях - переходят друг в дру-
га.
Научными методами эмпирического исследования явля-
ются наблюдение — целенаправленное вопрнятие явлений
действительности (связанное с их описанием и измерени-
ем), сравнение и эксперимент, где происходит активное
вмешательство в протекание изучаемых процессов.
|
|
В научном исследовании широко используются так на-
зываемые общелогические методы ti приемы исследования1
. Анализ
2. Абстрагирование
3. Идеализация
4. Индукция
5. Аналогия
6. Моделирование
7. Системный подход
Понятие «техника» во всем многообразии определений
всегда опиралось на греческое понимание техники как искус-
ства, мастерства, умения.
Известный современный исследователь из Дортмундско-
го университета (ФРГ) Фридрих Рапп предлагает выделить
следующие основные направления в изучении философии
техники: 1) исследования в области истории техники и ее
отношения к культуре; 2) социологическое рассмотрение
всеобщего характера современной техники и труда; 3) экзи-
стенциальный подход к анализу труда, деятельности, соци-
альной и политической активности; 4) выявление особенно-
стей дихотомии огранического мира и технического мира с
позиций эпистемолопш; 5) анализ проблем управления в
будущем индустриальном обществе и соотношения техники
и общечеловеческих ценностей.
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание -сила» се-
годня актуален как никогда.
Бурное развитие науки в XX в., укрепление ее взаимо-
связей с техникой, со всеми другими сферами общественной
жизни и т. п. породили различные, порой полярные, оцен-
ки самой науки и ее возможностей со стороны философов,
социологов, ученых специалистов.
Разделяя всецело позиции рационализма и научности,
К. Попиер считал очень опасным для человеческой цивили-
зации «восстание против разума» со стороны «иррациона-
листнческих оракулов».
|
|
К. Поппер разделяет идею о том, что наука — не только
(и не столько) «собрание фактов», а «одно из наиболее
важных духовных движений» наших дней.
Н. А. Бердяев, считая, что у В. Соловьева «отрыжка
гегельянства и склонность к гностическому рационализму»,
оценивал науку (и рационализм вообще) иначе, чем его
предшественник.
Характерная черта современного общественного раз-
вития '— все более крепнущая связь и взаимодействие
науки, техники и производства, все более глубокое Пре-
вращение науки в непосредственную производительную
силу общества.
Глава XIII