Наука и общество. Роль науки в развитии техники

Роль науки в развитии техники

Методология научного познания

Метод (греческое metodos) в самом широком смысле сло-
ва — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в
любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «ме-
тодология» имеет два основных значения: 1) система опреде-
ленных способов, приемов и операций, применяемых в той
или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и
т. п,); 2) учение об этой системе, теория метода.

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сво-
дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо-
бов, норм познания и действия.

Противоположности — это' такие стороны, моменты,
предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в раз-
ных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроника-
ют и — при определенных условиях - переходят друг в дру-
га.

Научными методами эмпирического исследования явля-
ются наблюдение —
целенаправленное вопрнятие явлений
действительности (связанное с их описанием и измерени-
ем), сравнение и эксперимент, где происходит активное
вмешательство в протекание изучаемых процессов.

В научном исследовании широко используются так на-
зываемые общелогические методы ti приемы исследования1

. Анализ

2. Абстрагирование

3. Идеализация

4. Индукция

5. Аналогия

6. Моделирование

7. Системный подход

Понятие «техника» во всем многообразии определений
всегда опиралось на греческое понимание техники как искус-
ства, мастерства, умения.

Известный современный исследователь из Дортмундско-
го университета (ФРГ) Фридрих Рапп предлагает выделить
следующие основные направления в изучении философии
техники: 1) исследования в области истории техники и ее
отношения к культуре; 2) социологическое рассмотрение
всеобщего характера современной техники и труда; 3) экзи-
стенциальный подход к анализу труда, деятельности, соци-
альной и политической активности; 4) выявление особенно-
стей дихотомии огранического мира и технического мира с
позиций эпистемолопш; 5) анализ проблем управления в
будущем индустриальном обществе и соотношения техники
и общечеловеческих ценностей.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание -сила» се-
годня актуален как никогда.

Бурное развитие науки в XX в., укрепление ее взаимо-
связей с техникой, со всеми другими сферами общественной
жизни и т. п. породили различные, порой полярные, оцен-
ки самой науки и ее возможностей со стороны философов,
социологов, ученых специалистов.

Разделяя всецело позиции рационализма и научности,
К. Попиер считал очень опасным для человеческой цивили-
зации «восстание против разума» со стороны «иррациона-
листнческих оракулов».

К. Поппер разделяет идею о том, что наука — не только
(и не столько) «собрание фактов», а «одно из наиболее
важных духовных движений» наших дней.

Н. А. Бердяев, считая, что у В. Соловьева «отрыжка
гегельянства и склонность к гностическому рационализму»,
оценивал науку (и рационализм вообще) иначе, чем его
предшественник.

Характерная черта современного общественного раз-
вития '— все более крепнущая связь и взаимодействие
науки, техники и производства,
все более глубокое Пре-
вращение науки в непосредственную производительную
силу общества.

Глава XIII


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: