Научное знание, его специфика и строение

Генезис науки

Современная наука возникла в Европе в период XV—
XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его пре-
образования, наука сформировала понимание того, что есть
мир, природа, как можно н дол ясно человеку относиться к
ним.

Воспринимать природу как совокупность естественных
событий и процессов, причинно обусловленных, не завися-
щих от человека, протекающих без участия в них сил пли
существ, не поддающихся математической формализации -
значит относиться к ней как к объекту науки.

Открыв способность мышления работать с идеальными
объектами, античность тем самым открыла рациональность.
Наука использовала это открытие, по внесла в пего сущест-
венные изменения и добавления. Античная рациональ-
ность — это открытие способности мышления свободно, безо
всяких ограничений уноситься η бесконечные метафизиче-
ские пространства.

Исследователи экстерналистского направления (Дж.
Верная, Э. Цильзель, Р. Мертон и др.) выводят науку с ее
рационально-механистическим видением мира из становящих-
ся в XVI—XVII вв. рациональных буржуазных социально-эко-
номических отношений.

Представители интерналистского направления (А. Кой-
ре, А. Холл и др.) видят истоки возникновения научной кар-
тины мира и науки в специфике духовной культуры эпохи, в
ее саморазвитии, в изменении способа мышления

Понятие пауки. Как своеобразная форма познания — спе-
цифический тип духовного производства и социальный инсти-
тут — даука, как уже выше сказано, возникла в Новое время,
в XVI—XVII вв., в эпоху становления капиталистического
способа производства.

Основные особенности научного познания. 1. Основная
задача научного знания — обнаружение объективных зако-
нов действительности — природных, социальных (обще-
ственных), законов самого познания, мышления и др.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного
познания — объективная истина, постигаемая прснмущест-

вешю рациональными средствами н методами, по, разумеет-
ся, не без участия живого созерцания.

3. Наука n большей мере, чем другие формы познания
ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике,
быть «руководством к действию» по изменению окружаю-
щей действительности и управлению реальными процесса-
ми.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть
сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний,
образующих целостную развивающуюся систему понятий,
теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп-
ленных в языке — естественном или — что более характер-
но — искусственном (математическая символика, химиче-
ские формулы и т. п.).

5. В процессе научного познания применяются такие
специфические материальные средства как приборы, инст-
рументы, другое так называемое «научное оборудование»,
зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро-
ны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.).

6.. Научному познанию присущи строгая доказатель-
ность, обоснованность полученных результатов, достовер-
ность выводов.

Идеалы и нормы научного познания — совокупность оп-
ределенных концептуальных, ценностных, методологиче-
ских и иных установок, свойственных науке на каждом кон-
кретно-историческом этапе ее развития.

Проблема - гипотеза - теория. Рассматривая теорети-
ческое познание как высшую и наиболее развитую его форму,
следует прежде всего определить его структурные компоненты.

Проблема — форма знания, содержанием которой яв-
ляется то, что еще не познано человеком, но что нужно по-
знать.

Гипотеза — форма знания, содержащая предположе-
ние, сформулированное на основе ряда фактов, истинное
значение которого неопределенно и нуждается в доказатель-
стве.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, да-
ющая целостное 'отображение закономерных и существен-
ных связен определённой области действительности.

К числу основных функций теории можно отнести следу-
ющие.

1. Синтетическая функция

2. Объяснительная функция

3. Методологическая функция

4. Предсказателъпая функция

5. ^Практическая функция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: