Генезис науки
Современная наука возникла в Европе в период XV—
XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его пре-
образования, наука сформировала понимание того, что есть
мир, природа, как можно н дол ясно человеку относиться к
ним.
Воспринимать природу как совокупность естественных
событий и процессов, причинно обусловленных, не завися-
щих от человека, протекающих без участия в них сил пли
существ, не поддающихся математической формализации -
значит относиться к ней как к объекту науки.
Открыв способность мышления работать с идеальными
объектами, античность тем самым открыла рациональность.
Наука использовала это открытие, по внесла в пего сущест-
венные изменения и добавления. Античная рациональ-
ность — это открытие способности мышления свободно, безо
всяких ограничений уноситься η бесконечные метафизиче-
ские пространства.
Исследователи экстерналистского направления (Дж.
Верная, Э. Цильзель, Р. Мертон и др.) выводят науку с ее
рационально-механистическим видением мира из становящих-
ся в XVI—XVII вв. рациональных буржуазных социально-эко-
номических отношений.
|
|
Представители интерналистского направления (А. Кой-
ре, А. Холл и др.) видят истоки возникновения научной кар-
тины мира и науки в специфике духовной культуры эпохи, в
ее саморазвитии, в изменении способа мышления
Понятие пауки. Как своеобразная форма познания — спе-
цифический тип духовного производства и социальный инсти-
тут — даука, как уже выше сказано, возникла в Новое время,
в XVI—XVII вв., в эпоху становления капиталистического
способа производства.
Основные особенности научного познания. 1. Основная
задача научного знания — обнаружение объективных зако-
нов действительности — природных, социальных (обще-
ственных), законов самого познания, мышления и др.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного
познания — объективная истина, постигаемая прснмущест-
вешю рациональными средствами н методами, по, разумеет-
ся, не без участия живого созерцания.
3. Наука n большей мере, чем другие формы познания
ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике,
быть «руководством к действию» по изменению окружаю-
щей действительности и управлению реальными процесса-
ми.
4. Научное познание в гносеологическом плане есть
сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний,
образующих целостную развивающуюся систему понятий,
теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп-
ленных в языке — естественном или — что более характер-
но — искусственном (математическая символика, химиче-
ские формулы и т. п.).
5. В процессе научного познания применяются такие
специфические материальные средства как приборы, инст-
рументы, другое так называемое «научное оборудование»,
зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро-
ны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.).
|
|
6.. Научному познанию присущи строгая доказатель-
ность, обоснованность полученных результатов, достовер-
ность выводов.
Идеалы и нормы научного познания — совокупность оп-
ределенных концептуальных, ценностных, методологиче-
ских и иных установок, свойственных науке на каждом кон-
кретно-историческом этапе ее развития.
Проблема - гипотеза - теория. Рассматривая теорети-
ческое познание как высшую и наиболее развитую его форму,
следует прежде всего определить его структурные компоненты.
Проблема — форма знания, содержанием которой яв-
ляется то, что еще не познано человеком, но что нужно по-
знать.
Гипотеза — форма знания, содержащая предположе-
ние, сформулированное на основе ряда фактов, истинное
значение которого неопределенно и нуждается в доказатель-
стве.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, да-
ющая целостное 'отображение закономерных и существен-
ных связен определённой области действительности.
К числу основных функций теории можно отнести следу-
ющие.
1. Синтетическая функция
2. Объяснительная функция
3. Методологическая функция
4. Предсказателъпая функция
5. ^Практическая функция