Основные подходы
в западной социальной психологии
В концепции этноцентризма Уильяма Самнера (1840-1910) преувеличение позитивных характеристик, приписываемых собственной этнической группе, и чувство превосходства своего этноса над другими неотделимы от проявлений негативного отношения и враждебности по отношению к представителям других этносов. Собственная этническая группа, ее культура, традиции, ценности выступают в качестве эталона, центра восприятия и оценки других этнических групп. Этноцентризм рассматривается как универсальный механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негати-
Название подходов и концепций | Основные ПОНЯТИЯ | Ключевые выводы | Методы исследования |
Этноцентризм (У. Самер) | Этноцентризм, чувство превос- ходства, враждеб- ность | Собственная этническая группа, ее культура, тра- диции, ценности высту- пают в качестве эталона, центра восприятия и оценки других этниче- ских групп. Проявление негативизма и враждеб- ности по отношению к другим этносам являет- ся необходимым услови- ем поддержания внутри- группового единства в рамках собственного этноса. | Преимуществен- но социологиче- ские и антропо- логические ме- тоды |
Интеракционистский Подход (М. Шериф) | Взаимодействие, взаимоотношения, межгрупповая враждебность | Межгрупповые взаимо- отношения определяются взаимодействием. Истоки межгрупповой враждеб- ности — в объективном конфликте целей и инте- ресов различных групп. Снижения межгрупповой враждебности возможно достичь за счет измене- ния ситуации меж груп- пового взаимодействия. | Полевой соци- ально-психоло- гический экспе- римент |
Когнетивный подход (Г. Тэджфел и Д. Тернер) | Социальная кате- горизация, соци- альная идентифи- кация, социальное сравнение, внут- ригрупповой фа- воритизм, внеш- негрупповая дис- криминация | Внутригрупповой фаво- ритизм и внешнегруппо- вая дискриминация — ре- зультат серии когнитив- ных процессов, связан- ных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп | Лабораторный социально-пси- хологический эксперимент |
визма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутри-группового единства в рамках собственного этноса.
|
|
С иных теоретических позиций подошел к проблеме межгрупповых конфликтов Музафер Шериф. Истоки межгрупловой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия
|
|
представителей этих групп. Полевые эксперименты Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. Им сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Шерифом была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия.
Теория социальной идентичности Генри Тэджфела (1920-1982) и Джона Тернера (р. 1953) объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различия между представителями различных социальных групп:» социальная категоризация — когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе — окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям;
* социальная идентификация — процесс отнесения
индивидом себя к тем или иным социальным кате
гориям, субъективное переживание им своей груп
повой социальной принадлежности;
* социальное сравнение — процесс соотнесения каче
ственных признаков различных социальных групп, ре
зультатом которого является установление различий
между ними, т. е. межгрупповая дифференциация.
Глава 7
РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
До 1917 года психологическая наука в нашей стране была частью европейской психологии, российская психология в период своего становления прошла тот лее путь, что и мировая (прежде всего, европейская) психология. Связь между ними была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Например, В. М. Бехтерев, прошедший обучение в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, открыл в 1885 году первую психологическую лабораторию в Казани (несколько позже были созданы лаборатории экспериментальной психологии в Москве, Одессе и Юрьеве1). Выходившие за рубежом книги психологии переводились и печатались в течение нескольких месяцев после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий психологов широко публиковались и в журналах. Работы ученых (В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, Н. Н. Ланге и др.) были широко известны и востребованы за рубежом. После Октябрьской революции 1917 года ситуация меняется, и эти изменения во многом определяют исторический путь развития отечественной психологии и ее своеобразие.
Принято выделять следующие временные периоды, характеризующие критические точки в развитии российской психологической науки.
40-60-е годы XIX в. — период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в России социальной ситуации (осуществление реформ) в этот период из двух предложенных программ (К. Д. Кавелина и И, М. Сеченова) была выбрана программа построения психологии.как естественнонаучной дисциплины, предложенная Сеченовым.
Конец XIX — начало XX в. Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В. Соловьева и его последователей. Одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественнонаучная) психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.
|
|
20-30-е годы XX в. На этом этапе важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то что в то время доминировала объективная и социоге-нетическая методология, до начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета).
Середина 30-х — 50-е годы XX в. Уже к середине 30-х годов ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались все психологические исследования, даже те, которые были идеологически близки советской власти. Это нанесло серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х годов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных ученых.
Вторая половина XX в. (до 90-х годов). Этот этап ознаменовался возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами.
|
|
90-е годы XX в. — начало XXI века. Российские же психологи в попытке наверстать упущенные за несколько десятилетий возможности начинают широко внедрять Достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти тенденции имели и отрицательные последствия, связанные с утратой своих традиций, отходом (хотя и не окончательным) от своей методологии, что в соединении (не всегда продуманном) с принципами разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно интерпретировать полученные результаты. Однако к концу XX в. ориентация на интеграцию, свойственная, как уже говорилось, зарубежной психологии, стала явно проявляться и в российской науке. Можно сказать, что российская психология возвращается в лоно мировой науки.
Т. Д. Марцинковская выделяет ряд основных особенностей российской психологии, которые характеризуют ее состояние на всем пути развития. Идеологические установки интеллигенции, развитие народничества привели к исследованию взаимоотношений и ценностных установок разных социальных групп, прежде всего власти, интеллигенции и народа. Стремление к просвещению народных масс, а также тот факт, что развитие психологии в России на~ правлялось не университетскими кафедрами, как на Западе, а общественной ситуацией, способствовали ориентации на практику, стремлению не столько решать теоретические проблемы, сколько разрабатывать их практическое применение в реальной жизни. Отсутствие развитого гражданского общества, замкнутость небольшого слоя образованных людей, занимавшихся научными исследованиями в России, стали основой социальной ангажированности, идеологизации науки. Универсализм и антропологизм (цент-рация на человеке) отечественной науки также во многом являются следствием ее социально-исторического развития; это подтверждается и тем фактом, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны и европейской науке. Влияние ментальное™ сказывается в том, что в научной проблематике центральными вопросами являются этические (главным образом проблемы свободы воли), а не познавательные, как в западной психологии.