• Рост в экономике всегда имеет непропорциональный (несимметричный) характер.
а) при неизменных ценах на одежду выпуск еды падает (одежда увеличилась на большее расстояние, чем еда)
б) наоборот
Рост может носить непропорциональный характер в силу двух причин:
1. Модель Рикардо показывает, что технологический прогресс в каком то одном секторе будет развивать экономику за счет этого сектора, а не за счет иных секторов. =>один сектор начинает тянуть на себе экономику
2. Модель специфических факторов и модель H-O показали, что рост предложения того или иного фактора производства — например, рост капиталоемкости —приведет к непропорциональным сдвигам в PPF.
Рост и относительное предложение
а) страна начинает предлагать больше чего-либо и эта группа товаров на мировом рынке дешевеет =>падают относ.Р на одежду => ухудшение условий торговли в нац.эк-ке
б) эк-ка развивается за счет пр-ва еды =>повыш относ.Р на одежду и пониж.Р на еду.
Не столько какая эк-ка растёт, а каков характер роста – за счет каких секторов растёт экономика.
• Рост, который непропорционально развивает производственные возможности страны в направлении производства товаров, которые экспортируются (одежда в национальной экономике, или еда в иностранной) называется экспорто- смещенным (ориентированным).
• Соответственно, рост в направлении производства товаров, которые импортируются, называется импорто-смещенным (ориентированным).
Выводы:
• экспорто-смещенный рост ведет к ухудшению условий торговли в национальной экономике с выгодой для всего остального мира: много выкидываем на мировой рынок, часть эффекта улавливается другими экономиками (ограничение – объемы мирового рынка)
• импорто-смещенный рост ведет к улучшению условий торговли в национальной экономике за счет всего остального мира; (ограничение – объем внутреннего спроса)
Кр/ср: эксп –Хорошо, имп – плохо
Д/ср: эксп –Плохо, имп – хорошо
Тема 5: Экономия на масштабах и внешняя торговля
Почему страны специализируются:
· различие в ресурсах или технологии;
· «экономия на масштабах» делает выгодным специализацию
При увеличении ресурсов в 2 раза, выпуск может увеличиться больше, чем в 2 раза.
Чтобы расширить производство одна из стран должна сократить или прекратить производство других товаров. (то есть специализироваться)
В небольших странах крупная компания может производить столько Q, сколько нац.рынок не может потребить => экспорт. Производство дешевой и качественной продукции возможно только в крупных специализированных предприятиях.
ü Важно, чтобы внешняя торговля увеличивала как масштабы, так и ассортимент.
ü Специализация помогает поднять объемы потребления.
Специализированные экономики затем начинают торговать друг с другом чтобы не иметь ограничений в потреблении.
Можно увеличить производство двумя способами:
· либо существующие фирмы могут просто производить больше,
· либо количество фирм в отрасли увеличивается.
Эффект экономии на масштабах связан с тем, каким образом рост производства ведет к снижению средних издержек.
Внешняя экономия на масштабах имеет место когда издержки на единицу продукции скорее зависят от масштаба отрасли, а не от размеров отдельной фирмы. (источник экономии на масштабе вне фирмы – в отрасли) – ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ КЛАСТЕРЫ
Внутренняя экономия на масштабах имеет место когда издержки на единицу продукции скорее зависят от масштаба (размеров) отдельной фирмы, а не от масштаба отрасли. (источник экономии в каждой конкретной фирме)
· Там, где внешняя экономия на масштабах - совершенной конкуренции.
· Там, где внутренняя - структура близкая к несовершенной конкуренции.
Торговля открывает возможность для получения взаимной выгоды даже когда страны не отличаются по ресурсам или технологиям.