Рост и граница производственных возможностей

Рост в экономике всегда имеет непропорциональный (несимметричный) характер.

а) при неизменных ценах на одежду выпуск еды падает (одежда увеличилась на большее расстояние, чем еда)

б) наоборот

Рост может носить непропорциональный характер в силу двух причин:

1. Модель Рикардо показывает, что технологический прогресс в каком то одном секторе будет развивать экономику за счет этого сектора, а не за счет иных секторов. =>один сектор начинает тянуть на себе экономику

2. Модель специфических факторов и модель H-O показали, что рост предложения того или иного фактора производства — например, рост капиталоемкости —приведет к непропорциональным сдвигам в PPF.

Рост и относительное предложение

а) страна начинает предлагать больше чего-либо и эта группа товаров на мировом рынке дешевеет =>падают относ.Р на одежду => ухудшение условий торговли в нац.эк-ке

б) эк-ка развивается за счет пр-ва еды =>повыш относ.Р на одежду и пониж.Р на еду.

Не столько какая эк-ка растёт, а каков характер роста – за счет каких секторов растёт экономика.

• Рост, который непропорционально развивает производственные возможности страны в направлении производства товаров, которые экспортируются (одежда в национальной экономике, или еда в иностранной) называется экспорто- смещенным (ориентированным).

• Соответственно, рост в направлении производства товаров, которые импортируются, называется импорто-смещенным (ориентированным).

Выводы:

• экспорто-смещенный рост ведет к ухудшению условий торговли в национальной экономике с выгодой для всего остального мира: много выкидываем на мировой рынок, часть эффекта улавливается другими экономиками (ограничение – объемы мирового рынка)

• импорто-смещенный рост ведет к улучшению условий торговли в национальной экономике за счет всего остального мира; (ограничение – объем внутреннего спроса)

Кр/ср: эксп –Хорошо, имп – плохо

Д/ср: эксп –Плохо, имп – хорошо

Тема 5: Экономия на масштабах и внешняя торговля

Почему страны специализируются:

· различие в ресурсах или технологии;

· «экономия на масштабах» делает выгодным специализацию

При увеличении ресурсов в 2 раза, выпуск может увеличиться больше, чем в 2 раза.

Чтобы расширить производство одна из стран должна сократить или прекратить производство других товаров. (то есть специализироваться)

В небольших странах крупная компания может производить столько Q, сколько нац.рынок не может потребить => экспорт. Производство дешевой и качественной продукции возможно только в крупных специализированных предприятиях.

ü Важно, чтобы внешняя торговля увеличивала как масштабы, так и ассортимент.

ü Специализация помогает поднять объемы потребления.

Специализированные экономики затем начинают торговать друг с другом чтобы не иметь ограничений в потреблении.

Можно увеличить производство двумя способами:

· либо существующие фирмы могут просто производить больше,

· либо количество фирм в отрасли увеличивается.

Эффект экономии на масштабах связан с тем, каким образом рост производства ведет к снижению средних издержек.

Внешняя экономия на масштабах имеет место когда издержки на единицу продукции скорее зависят от масштаба отрасли, а не от размеров отдельной фирмы. (источник экономии на масштабе вне фирмы – в отрасли) – ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ КЛАСТЕРЫ

Внутренняя экономия на масштабах имеет место когда издержки на единицу продукции скорее зависят от масштаба (размеров) отдельной фирмы, а не от масштаба отрасли. (источник экономии в каждой конкретной фирме)

· Там, где внешняя экономия на масштабах - совершенной конкуренции.

· Там, где внутренняя - структура близкая к несовершенной конкуренции.

Торговля открывает возможность для получения взаимной выгоды даже когда страны не отличаются по ресурсам или технологиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: