Тема 4. Стандартная модель международной торговли
Модель Рикардо: развивает идею сравнительных преимуществ, но ничего не говорит о распределении доходов.
Модель специфических факторов производства: модель идеальна для понимания того, как происходит перераспределение доходов, но неудобна для обсуждения и понимания структуры и характера внешней торговли (и невозможно понять, кто конкретно выигрывает, а кто проигрывает).
Модель Хекшера-Олина: более сложная по сравнению с двумя предыдущими, но в состоянии объяснить, как ресурсы (и только ресурсы) могут формировать характер международной торговли.
Эти три модели обладают важными признаками:
1. Производственные возможности иллюстрируются с помощью PPF (граница производственных возможностей). => Изменение структуры цен повлечет за собой изменение структуры выпуска.
2. Производственные возможности определяют характер относительного предложения в экономике.
3. Равновесие на мировом рынке определяется соотношением мирового относительного спроса и относительного предложения.
Все три этих модели можно рассматривать как частные случаи более общей модели торгующей экономики.
Стандартная модель:
Построена на основе отношений между:
· PPF и относительным предложением
· Относительными ценами и относительным спросом
· Мировым относительным спросом и мировым относительным предложением
· Условиями торговли и национальным благосостоянием
Предположим, что каждая страна:
· Производит 2 товара: еду (F) и одежду (С).
· PPF каждой страны – плавная кривая.
Isovalue line(Кривые безразличия) – линия, все точки которой отражают одинаковую стоимость выпуска (кривая одинаковых возможностей). –Их наклон отражает соотношение цен.
При одном и том же физическом объеме выпуска у нас будет разный объем выпуска в стоимостном выражении. (Стоимость (PQ) добра, которое мы произвели, может быль выше или ниже).
Изменение угла будет олицетворять изменение структуры цен.
Каждая их кривых безразличия определяется уравнением PcQc + PfQf = V (value)
PcQc + PfQf =PcDc+PfDf = - пр-во и потребление должно лежать на одной и то же isovalue line.
График: Эффект роста относит.цен на одежду
Рост спроса на одежду мб как в силу роста цен на одежду, либо в силу падения цен на еду.
D1 – D2. При повышении цен на одежду меняется структура выпуска. Все производители ринулись производить дорогую одежду.
Поскольку стоимость произведенных и потребленных товаров должна совпадать, мы обязаны точку D2 поставить с черненькой на красненькую прямую.
Потребление D1 -> D2. Как больше еды, так и больше одежды. Экономика теперь экспортирует одежду. П ереход на высшие кривые безразличия - все большая и большая ценность.
Влияние изменений в условиях торговли на благосостояние:
• При росте относительных цен на одежду PC/PF, благосостояние в стране, которая экспортирует одежду, растет, что иллюстрируется движением от D1 к D2.
• Наоборот, при снижении относительных цен на одежду PC/PF, благосостояние в стране, которая экспортирует одежду, падает, что иллюстрируется движением от D2 к D1.
Понятие УСЛОВИЙ ТОРГОВЛИ (Terms of Trade) - отношение экспортных цен к импортным ценам. Индекс, это пропорция, это относительные цены.
Общее замечание: рост «условий торговли» ведет к росту благосостояния, а их снижение - к падению благосостояния. Условия торговли всегда описывают национальную экономику.
Влияние на благосостояние изменений в «условиях торговли»
1) рост Рс/Рf ведет в обеих странах к увеличению производства одежды, и сокращению производства еды. Еда становится более дорогой.
2)Рост Pc/Pf ведет в обеих странах к изменению структуры потребления – меньше одежды, больше еды.
Экономический рост: сдвиг кривой RS
Когда мы хотим изобразить экономический рост, мы будем делать это перемещением кривой относительного предложения - RS.
· С одной стороны, рост производственных возможностей имеет бОльшую ценность, когда страна может реализовать на мировом рынке часть своей продукции. Без дополнительных рынков сбыта растущая экономика будет иметь проблемы.
· С другой стороны, выгоды от роста могут быть уловлены иностранными потребителями в форме более низких цен на национальный экспорт. На все 100% уловить нашими потребителями мы не можем, так как часть мы вывозим…. Часть эффекта все равно уходит из экономики и кто-то там его улавливает.
Ø С одной стороны, экономический рост за пределами национальной экономики представляет собой расширение рынка сбыта для национальной продукции.
Ø С другой стороны, экономический рост в других странах означает увеличение конкуренции для нашего экспорта.
Стандартная модель международной торговли позволяет понять как экономический рост влияет на характер торговли.