Процесс целеполагания

Понятие организации

ТЕМА 3 Интеграционные процессы в менеджменте

Контрольные вопросы

1. Какие достижения основоположника школы научного менеджмента находят свое применение в современной практике?

2. Кто из представителей школы научного менеджмента предложил использовать планово-контрольные графики?

3. Какой вклад в развитие теории менеджмента внесли Френк и Лилиан Гилберты?

4. В чем состоит главная заслуга Генри Форда?

5. Сформулируйте 12 принципов производительности труда, предложенные Г.Эмерсоном.

6. Что означает понятие «треблиг»? С чем связано возникновение данного термина.

7. Какой вклад в развитие теории менеджмента внес Анри Файоль?

8. Охарактеризуйте модель рациональной бюрократии Макса Вебера.

9. В чем состояла сущность Хотторнских экспериментов? Какие выводы были сделаны в результате их проведения?

10. Какое определение менеджмента предложила М.П.Фоллет?

11. Кто является автором теории Х и теории Y? Поясните содержательную сущность этих теорий.

12. Назовите основных представителей школы поведенческих наук. В чем состоит принципиальное отличие их научных взглядов?

13. Какие стили управления предложены Ренсисом Лайкертом?

14. Опишите теорию потребностей А.Маслоу.

15. В чем состоит различие теории мотивации А.Маслоу. и Ф.Герцберга?

16. В чем состоит принципиальная особенность количественной школы менеджмента? Назовите основные направления исследований?

17. Какие факторы нашли отражение в глобальной модели системной динамики?

Одной из основных категорий менеджмента является социальная система управления или организация.

Под системой понимается некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Все организации являются системами.

Организации бывают формальные и неформальные.

Формальная организация – это организация, намеренно созданная по воле людей и возглавляемая руководителем (назначенным или избранным). Имеет четко поставленные цели, структуру и связи.

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. Они не связаны должностной иерархией и объединены на основе общих интересов и дружеских симпатий. (Различные кружки по интересам).

Простые организации имеют одну цель. Сложные организации являются многоцелевыми.

Цель – это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организация. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых компании могут устанавливать свои цели. К ним относятся:

финансовый результат (ориентир на получение определенной суммы прибыли, доходов);

э ффективность (ориентир на достижение определенного уровня показателей эффективности работы предприятия, например: рентабельности, производительности труда, себестоимости);

положение на рынке (ориентир на завоевание или удержание определенной доли рынка);

продукция / услуги (целью организации может являться расширение ассортимента выпускаемой продукции или номенклатуры предоставляемых услуг, повышение их качества);

социальная ответственность (например, повышение оплаты труда сотрудников, улучшение условий труда и отдыха, благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.).

Цели должны формулироваться в рамках основных областей деятельности организации и носить конкретный характер. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и четкая постановка задач на 50% предопределяют успешность деятельности организации.

Цели разбиваются на отдельные задачи и мероприятия, решение которых привязывается к конкретным моментам времени. Практика управления показывает, что сотрудники, которые участвовали в определении целей, показывают лучшие результаты, чем те, кому цели были обозначены «сверху». Поэтому рекомендуется привлекать сотрудников к процессу принятия решений, чувство сопричастности способствует реализации планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: