Понятие организации
ТЕМА 3 Интеграционные процессы в менеджменте
Контрольные вопросы
1. Какие достижения основоположника школы научного менеджмента находят свое применение в современной практике?
2. Кто из представителей школы научного менеджмента предложил использовать планово-контрольные графики?
3. Какой вклад в развитие теории менеджмента внесли Френк и Лилиан Гилберты?
4. В чем состоит главная заслуга Генри Форда?
5. Сформулируйте 12 принципов производительности труда, предложенные Г.Эмерсоном.
6. Что означает понятие «треблиг»? С чем связано возникновение данного термина.
7. Какой вклад в развитие теории менеджмента внес Анри Файоль?
8. Охарактеризуйте модель рациональной бюрократии Макса Вебера.
9. В чем состояла сущность Хотторнских экспериментов? Какие выводы были сделаны в результате их проведения?
10. Какое определение менеджмента предложила М.П.Фоллет?
11. Кто является автором теории Х и теории Y? Поясните содержательную сущность этих теорий.
|
|
12. Назовите основных представителей школы поведенческих наук. В чем состоит принципиальное отличие их научных взглядов?
13. Какие стили управления предложены Ренсисом Лайкертом?
14. Опишите теорию потребностей А.Маслоу.
15. В чем состоит различие теории мотивации А.Маслоу. и Ф.Герцберга?
16. В чем состоит принципиальная особенность количественной школы менеджмента? Назовите основные направления исследований?
17. Какие факторы нашли отражение в глобальной модели системной динамики?
Одной из основных категорий менеджмента является социальная система управления или организация.
Под системой понимается некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Все организации являются системами.
Организации бывают формальные и неформальные.
Формальная организация – это организация, намеренно созданная по воле людей и возглавляемая руководителем (назначенным или избранным). Имеет четко поставленные цели, структуру и связи.
Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. Они не связаны должностной иерархией и объединены на основе общих интересов и дружеских симпатий. (Различные кружки по интересам).
Простые организации имеют одну цель. Сложные организации являются многоцелевыми.
Цель – это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организация. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых компании могут устанавливать свои цели. К ним относятся:
|
|
финансовый результат (ориентир на получение определенной суммы прибыли, доходов);
э ффективность (ориентир на достижение определенного уровня показателей эффективности работы предприятия, например: рентабельности, производительности труда, себестоимости);
положение на рынке (ориентир на завоевание или удержание определенной доли рынка);
продукция / услуги (целью организации может являться расширение ассортимента выпускаемой продукции или номенклатуры предоставляемых услуг, повышение их качества);
социальная ответственность (например, повышение оплаты труда сотрудников, улучшение условий труда и отдыха, благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.).
Цели должны формулироваться в рамках основных областей деятельности организации и носить конкретный характер. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и четкая постановка задач на 50% предопределяют успешность деятельности организации.
Цели разбиваются на отдельные задачи и мероприятия, решение которых привязывается к конкретным моментам времени. Практика управления показывает, что сотрудники, которые участвовали в определении целей, показывают лучшие результаты, чем те, кому цели были обозначены «сверху». Поэтому рекомендуется привлекать сотрудников к процессу принятия решений, чувство сопричастности способствует реализации планов.