Каждая организация имеет свою внутреннюю среду, которая включает:
§ организационную структуру,
§ бизнес-процессы,
§ технологию,
§ кадры,
§ организационную культуру.
Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, которые обеспечивают функционирование и развитие этих элементов как единого целого.
Технология и протекающие в компании бизнес-процессы определяется её отраслевой принадлежностью и спецификой деятельности.
В зависимости от вида деятельности организации одни процессы могут занимать ведущее место, другие могут вообще отсутствовать либо существовать в небольшом объеме. Например, если сравнить между собой бизнес-процессы протекающие в организациях связи и в строительных компаниях, то безусловно будут общие элементы. В организации связи обязательно осуществляется строительство средств связи, но все же они не являются основным видом деятельности.
Технология – это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию.
Организационная культура оказывает очень сильное влияние на состояние организации. Она включает:
§ философию компании, которая задает смысл существования организации, ее отношение к сотрудникам и клиентам,
§ преобладающие ценности,
§ нормы поведения, разделяемые сотрудниками организации,
§ традиции и т.п.
Носителями организационной культуры являются сотрудники организации. Влияние организационной культуры на результативность деятельности организации весьма велико: она может играть огромную роль в мобилизации ресурсов компании, но может являться мощным тормозом на пути достижения целей. Поэтому руководству компании следует уделять достаточное внимание вопросу формирования, развития и поддержания организационной культуры. Необходимо проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива (team building).
Целью анализа внутренней среды организации является оценка её конкурентного потенциала в данный момент времени. Исследование внутренней среды предполагает выявление сильных и слабых сторон. При этом важно проанализировать:
§ циклы деловой активности предприятия,
§ изменения конъюнктуры рынка,
§ наличие трудовых, финансовых, материальных ресурсов,
§ и другие факторы.
Внутренняя среда организации заключает в себе потенциал, который дает ей возможность функционировать, но вместе с тем внутренняя среда может быть источником проблем. Если она окажется неспособной адаптироваться к воздействиям внешней среды, то поставленные цели не будут достигнуты, а в худшем случае компания вообще может прекратить свое функционирование.
Все организации являются открытыми системами и подвержены влиянию внешней среды.