Принципы участия российских граждан в выборах

Ч. 3 ст. 3 К РФ устанавливает, что выборы являются свободными. Ст. 81 ч. 1 К РФ предусматривает, что выборы президента проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Как отметил КС в Постановлении от 22 января 2002 года: «В этой специальной норме, о порядке выборов президента в то же время по смыслу ст. 1, 2, 3, 17, 19, 60, 81 К РФ, выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права РФ, избирать и быть избранным на подлинных свободных выборах. Соответственно, и образуемые в РФ, путем свободных выборов органы народного представительства, должны формироваться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании.

Принципы реализации гражданами права избирать и быть избранными в ОГВ и ОМСУ непосредственно закреплены как в международном, так и в федеральном законодательстве. В частности, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года устанавливает, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление граждан.

Соответственно, данные принципы получают закрепление в ФЗ «Об основных гарантиях»:

1. Всеобщее избирательное право. Данный принцип означает, что избирательные права признаются за всеми дееспособными гражданами РФ, достигшими возраста 19 лет. В ГК предусмотрены случаи приобретения гражданской дееспособности в полном объеме и ранее достижения 18 летнего возраста, т.е. это вступление в брак и эмансипация. Однако в этих случаях гражданин избирательные права не приобретает (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ №6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ»). Данный принцип получает закрепление в ст. 4 ФЗ и в рамках этой статьи установлено то, что граждане имеют право избирать и быть избранными в ОГВ И ОМСУ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельствах. В К ст. 22 предусматривает, что в выборах и референдумах не могут принимать участие граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данное положение не означает лишение таких граждан лишения избирательных прав, т.е. они могут быть приостановлены и останавливаются судом (решение суда по восстановлению дееспособности и фактического отбытия наказания). П. 3.2.

Наличие субъективного избирательного права непосредственно связано с принадлежностью гражданства РФ и в этом плане по общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права принимать участие в выборах и референдумах. НО иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют право избирать и быть избранными в ОМСУ, что и граждане РФ. Но если это предусмотрено международным договором и ФЗ.

Условием, необходимым для реализации избирательного права, является достижение определенного возраста – так называемый возрастной ценз. Граждане вправе реализовать свое активное избирательное право с 18 лет, т.е. с возраста достижения общей дееспособности. Возрастной ценз пассивного избирательного права (права быть избранным), устанавливается конституцией и ФЗами, он является различным, в зависимости от вида органа, должности, на которую избирается гражданин. Соответственно, согласно ст. 81 и 97 Президентом может быть гражданин не моложе 35 лет, депутатом ГД может быть гражданин, достигший 21 года. Но при этом ФЗ «Об основных гарантиях» устанавливает, что минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные органы власти субъекта и выборного ДЛ МСУ. При этом, установление максимального возраста кандидата не допускается.

Среди условий реализации избирательного права можно назвать ценз оседлости, т.е. это ограничение пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на территории РФ. В К РФ данное ограничение пассивного избирательного права установлены только в отношении избраний президента (ч. 2 ст. 81). Не может быть ограничено право граждан быть избранными в качестве иного выборного должностного лица, депутата представительного органа государственной власти или представительного органа муниципального образования, при отсутствии срока проживания на соответствующей территории. Нормы закона, определяющие такие ограничения являются не Конституционными. Законодательством, в качестве ограничения пассивного избирательного права предусмотрен также ценз не избираемости, т.е. невозможности для лица баллотироваться кандидатом.

Не избираемость связана со специальными ограничениями для определенных лиц или категорий лиц. В частности в отношении президента – это запрет на пребывание должности президента, одного и того же лица более 2х сроков подряд (ч. 3 ст. 81, а также ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ» ст. 3 п. 5).

Ограничения не позволяющие одному и тому же лицу, занимать должность главы муниципального образования более утвержденного количества сроков подряд, могут предусматриваться уставом муниципального образования.

Принцип всеобщего избирательного права вдохновляет ожидание справедливости, от которой не одно общество не посмеет открыто отречься, а справедливость часто связывают именно с равенством прав. Идея всеобщего избирательного права показала себя как локомотив не бесспорного, но все же прогресса. Всеобщее избирательное право стало почти универсальной ценностью и отказ от него не только не допустим, но и объективно не возможен.

Вывод: В РФ принцип всеобщего избирательного права может быть ограничен следующими цензами: возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, ценз неизбираемости, который характерен для пассивного избирательного права. В ЗС такие цензы как: моральный ценз, ценз грамотности и образовательный ценз (Бразилия), в Турции к голосованию не допускаются военнослужащие, религиозный ценз.

2. Принцип равного избирательного права. Данный принцип означает, что граждан РФ участвуют в выборах и референдумах на равных основаниях. КС в Постановлении от 23 марта 2000 года, сформулировал правовую позицию, согласно которой равное избирательное право заключается, прежде всего, в наличии у каждого избирателя одного голоса или одинакового числа голосов и участия в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается в частности:

1) Включение избирателя не более чем в один список избирателей.

2) Образованием в принципе равных по числу избирательных округов.

3) С соблюдение установленных норм представительства.

4) В предоставлении равных юридических возможностей

5) Участие в предвыборной компании для кандидатов.

6) А также иными правовыми организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующим конституционным принципам народовластие в демократическом правовом государстве (ст. 1, 3 – действительное представительство народа в выборных органах публичной власти).

Лекция № 9 (25.10.13)

Ст. 5 п. 2 ФЗ «Об основных гарантиях» устанавливает гарантию, обеспечивающую равное избирательное право на случаи образования на выборах законодательной (представительной) ОГВ, представительный орган муниципального образования, избирательных округов с разным числом мандатов. В указанных случаях каждый избиратель имеет число голосов равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов либо один голос.

В Постановлении от 23 марта 2000 года КС отмечал, что право граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти в ходе демократических выборов, осуществляется в различных формах, в том числе, путем проведения выборов как в одном, так и в многомандатном округах, в которых распределяется несколько депутатских мандатов. Вместе с тем, использование такой избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участи граждан в выборах на равных основаниях, что требует также при соблюдении пропорциональности представительства наделение каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов. При соблюдении этого условия одновременное проведение выборов по одно и многомандатным округам не ведет к нарушению конституционного принципа равенства избирательных прав.

Несмотря на нормативное определение принципа равного избирательного права, в отечественной научной литературе и судебной практике нет единого подхода к пониманию принципа равного избирательного права. Некоторые ученые считают, что принцип устанавливает только равенство активного избирательного права (принцип равенства голосов избирателей, равное право голоса).

Другая группа ученых считает, что принцип равного избирательного права касается сферы реализации субъективного избирательного права на стадии голосования. В своем постановлении от 17 ноября 1998 года КС разъяснил, что принципа равного избирательного права, а также равенство избирательных объединений, избирательных блоков, означает равенство перед законом и право на равную и эффективную защиту закона без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку или обстоятельству. Однако равенство применительно к избирательному праву не может означать равенство результатов, т.к. выборы это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов, следовательно наличие победивших и проигравших.

В постановлении от 25 апреля 2000 года КС указал, что принцип равного избирательного права также означает юридическое равенство, равный правовой статус кандидатов на стадии выдвижения списков кандидатов.

3. Принцип прямого избирательного права. Означает, что граждане РФ голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов, списки кандидатов, а в случаях предусмотренных законом «за» или «против» кандидата, за вынесенные референдумы вопросы или против них непосредственно.

Противоположностью прямым выборам являются непрямые выборы, которые имеют 2 разновидности:

1) Косвенные. Избиратели выбирают выборщиков, а они уже депутатов или ДЛ.

2) Многостепенные выборы. Некоторые ученые считаю, что сама по себе замена прямых выборов непрямыми или назначением при формировании гос органов не уничтожает публичное представительство, но делает его менее демократичным.

4. Принцип тайного голосования. Данный принцип предполагает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявление избирателей. Тайное голосование является одним из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдумах.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» предусматривает ряд положений, которые направлены на обеспечение тайны голосования. Ст. 61 п. 2 и 11, а именно требования к оборудованию помещения для голосования, позволяющие голосовать тайно. Ст. 64 п. 8 и 11, а именно требования к бюллетеню, который заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Заполненный бюллетень опускается в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования, либо технические средства подсчёта голосов при их использовании.

СТ. 65 п. 2 – обязанность комиссии обеспечить тайну голосования при досрочном голосовании.

Ст. 68 п. 12 и 24 – это нормы, обеспечивающие тайну голосования при подсчете голосов.

Не является нарушением принципа тайного голосования опросы избирателей, участников референдума, о том, как они собираются голосовать или как проголосовали, если такие опросы проводятся с соблюдением одного из важнейших принципов эмпирического исследования, а именно принципа анонимности и добровольности участия и ответов респондентов (избирателей) или участников референдума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: