double arrow

Принципы организации и проведения выборов

Классификация выборов

Общепризнанные классификации принципов избирательного права в настоящее время не существует.

Несколько подходов:

1) Учебник Козловой и Кутафина – они выделяют 5 принципов избирательного права (принципы проведения выборов):

ü Всеобщее избирательное право.

ü Равное избирательное право.

ü Прямое избирательное право.

ü Тайное голосование.

ü Свободное и добровольное участие в выборов.

2) Сурен Авакьян. Выделяет 9 принципов:

v Всеобщее избирательное право.

v Равное избирательное право.

v Прямое избирательное право.

v Тайное голосование.

v Свобода выбора и добровольного участия в них граждан.

v Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательной системы при выборах депутатов.

v Состязательность

v Сочетание государственного финансирования избирательных компаний с возможностью использования негосударственных средств.

v Проведение выборов избирательных комиссий.

3) Крнязев делит принципы избирательного права на несколько групп:

1. Принципы организации и проведения выборов:

Образуют базовые начала правового обеспечения избирательных отношений, связанных с обязательностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью (конкурентностью), состязательностью, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), которые обеспечивают проведение выборов; подлинность выборов, т.е. не фальсифицированность; федеративная основа российского избирательного права, разграничение полномочий между субъектами избирательного процесса, запрет одновременного проведения выборов и референдума РФ.

2. Принципы участия российских граждан в выборах:

Можно отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.

Существует еще одна группа принципов, в которые выходят:

· гласность,

· открытость,

· территориальная основа выборов,

· ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Князев «Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу РФ» Владивосток 2000 год.

1) Обязательность выборов. В соответствии с данным принципом, выборы являются обязательным и легитимным способом формирования законодательных и исполнительных ОГВ, органов МСУ, избираемых гражданами РФ. Обязательность выборов означает, что государственные и муниципальные органы, наделенные полномочиями в сфере принятия решений, об их проведении в установленные законом сроки не вправе уклоняться от принятия такого решения отменять назначенные выборы или переносить их. Выборы назначаются уполномоченными на то органами или ДЛ, в соответствии со сроками полномочий органов и депутатов, установленными Конституцией, ФЗ, Конституциями и уставами субъектов, законами субъектов, уставами муниципальных образований и проводятся избирательными комиссиями.

2) Периодичность выборов. Указанный принцип непосредственно связан с установленными законодательством сроками полномочий представительных и исполнительных ОГВ и органов МСУ. Это означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Принцип периодичность проведения выборов является одним из необходимых из обязательных условий, демократичности и законности таких выборов. КС в своем Постановлении от 11 июня 2003 года установил, что «предусмотренная международными обязательствами РФ, а именно международным пактом о гражданских и политических правах (п. а и п. б ст. 25) и конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 протокол 1). Периодичность выборов – есть необходимое условие демократического развития страны, имеющая целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер».

Периодичность выборов в свою очередь является важной гарантией, препятствующей не легитимному продлению срока полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Поэтому в ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в ст. 8 прямо зафиксировано НПАктами, какого уровня устанавливаются сроки, на которые избираются федеральные ОГВ, ОГВ субъектов, органы МСУ и депутаты указанных органов. Ст. 8, 9 данного закона предусматривает предельный срок полномочий органов (от 2 до 5лет срок).

КС в своем Постановлении от 30 апреля 1997 года отметил, что «в целях обеспечения права граждан на участие в свободных, периодических выборах, федеральный законодатель вправе установить, в качестве общего принципа, максимальные сроки полномочий выборных органов субъектов РФ, что должно предотвращать отступление от реальной периодичности выборов, обеспечивающей смену легислатур, в соответствие с волей избирателей в сроки, предусмотренные законом на федеральном и региональном уровнях. Однако определение конкретного срока полномочий во всяком случае остается прерогативой законодателем самого субъекта РФ».

Однако точных критериев разумной периодичности выборов, международные акты о выборах не устанавливают.

3) Свобода выбора. Данный принцип получил закрепление в ч. 3 ст. 3 К РФ и соответственно является одной из основ конституционного строя. Данный принцип получил закрепление в ст. 3 п. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» и находит свое выражение в 2ух основных формах:

1. Свободное и добровольное участие гражданина в выборах и референдуме. Принуждение к участию или к неучастию в голосовании не допустимо.

2. Свобода волеизъявления и голосования, сопровождаемая запрещением любого воздействия на него.

В Постановлении от 16 июня 2006 года КС отметил, что свободные выборы в условиях идеологического и политического многообразия и многопартийности, и при соблюдении гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина предполагают наличие такой избирательной системы, которая обеспечивает гражданам равные возможности в реализации активного и пассивного избирательного права. Что в свою очередь предполагает адекватное определение статуса кандидатов и такое регулирование предвыборной агитации, и финансирование выборов, которое, основываясь на конституционном принципе равенства, учитывало бы, различие способов и условий реализации, указанных прав. А также ее социально-политические и юридические последствия.

Свободные выборы предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью, при обеспечении свободного волеизъявления граждан в условиях состязательности и открытости.

В данном случае Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года устанавливает, что свободные выборы должны проводиться с разумной периодичностью, путем тайного голосования, в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа, при выборе законодательной власти (ст. 3 Протокол №1). Каждый человек имеет право на свободу, выражаться свое мнение, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию, и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственной границы (ст. 10 п. 1).

Лекция № 8 (23.10.13)

4) Принцип альтернативности выбора. Данный принцип закреплен в п. 33 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях». В случае, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, то голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов или осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Альтернативность выборов должна быть соблюдена:

1. На выборах должностных лиц, кроме повторного голосования, при проведении выборов в 2 тура.

2. На выборах депутатов, кроме повторного голосования, при проведении выборов в 2 тура, либо на выборах в ОМСУ по одномандатным избирательным округам, если это предусмотрено законом субъектов.

В п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях» предусмотрены случаи проведения безальтернативных выборов. Это предусмотрено законом субъектов.

5) Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Данный принцип устанавливает, что для обеспечения реализации защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы, а именно избирательные комиссии. П. 7 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» устанавливает, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных и исполнительных ОГВ, ОМСУ, организаций, ДЛ, иных граждан – не допускается. ФЗ устанавливает, что центральная избирательная комиссия РФ и избирательная комиссия субъектов на законодательном уровне определяются как государственные органы, которые не входят в систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, государственные органы, ОМСУ, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также из должностные лица обязаны оказывать содействие реализации их полномочий. В частности: предоставлять помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать отчеты на обращения избирательных комиссий в срок, установленный ФКЗ, ФЗ, Законами субъектов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: