Становление и развитие антимонопольного регулирования

ВОПРОС

Эволюция антимонопольного законодательства в области контроля экономической концентрации на товарных рынках
(в переходной экономике России)

Развитие антимонопольного законодательства РФ в целом происходит через

· расширения законодательных и подзаконных актов,

· а также путем обновления и совершенствования правоприменительной практики уже существующих.

Этапы становления антимонопольного законодательства

Развитие механизма антимонопольного контроля определяется изменением его составляющих:

· порядка обращения в антимонопольные органы,

· параметра обращения,

· величины порогового значения этого параметра

· сроков рассмотрения ходатайств и уведомлений.

Практически в каждой из пяти редакций Закона «О конкуренции…», начиная с 1991 года, вносились изменения в статьи, являющиеся правовой основой контроля экономической концентрации (статьи 17 и 18 V раздела). Однако рубежными, позволяющими говорить о начале нового этапа регулирования в этой области, стали редакции 1995 и 2002 годов.

1 этап (1991– май 1995 гг.) «Первая попытка».

1. В эти годы происходит построение основ антимонопольной политики, формирование антимонопольных органов, запуск механизма антимонопольного регулирования в целом.

2. принятие базового Закона «О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках» от 2 марта 1991 года.

3. Антимонопольное регулирование не являлось приоритетным направлением деятельности государства, поэтому возможности антимонопольных органов влиять на экономические процессы были невысоки.

4. Важнейшей в тот период стала задача демонополизация экономики, основной формой ее решения считалась приватизация государственных предприятий.

5. Целью государственного контроля экономической концентрации было предупреждение возникновения доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

6. Понятие «доминирующего положения» стало центральным в Законе «О конкуренции...» с момента его принятия. Количественным критерием определения доминирования стала рыночная доля хозяйствующего субъекта, ее пороговое значение было установлено на уровне 65% размера рынка.

7. К другим особенностям предложенного в первой редакции механизма контроля относится, то что

1) предусматривался лишь разрешительный порядок контроля, требующий предварительного ходатайства, направляемого в антимонопольный орган;

2) критерием отказа выступало возникновение доминирующегоположения (и) или существенное ограничение конкуренции. Интересно, что согласно первой редакции закона отказ должен был быть обоснован антимонопольными органами;

3) параметром, по которому ведется отбор проверяемых сделок, выступал уставный капитал, который не может служить показателем относительного размера фирмы на рынке или в отрасли, а, следовательно, нести информацию о рыночной доле фирмы или ее рыночной власти. Пороговое значение параметра отбора было установлено на уровне 50 млн.руб., при этом законом предусматривалась возможность его пересмотра по решению антимонопольных органов;

4) одним из важнейших инструментов проведения антимонопольной политики в этот период стал реестр «потенциальных мо­нополистов», введенный Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения порядка формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю, более 35%». Однако он никак не использовался при регулировании процессов концентрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: