Нравственные (этические, моральные) проблемы проектирования

Нравственные проблемы при проектировании возникают в связи с тем, что выполнение проекта затрагивает интересы многих систем. Они существенны в той мере, в какой влияют на изменение сложившихся условий функционирования этих систем.

Состав критериев ценности проекта должен определяться на основе условий и ограничений со стороны внешних по отношению к проекту систем: экономической, политической, технологической, социальной, природной (физической) и т.п., учитывать все срезы большой системы, в которой предполагается осуществление проекта.

Критерии полезности и их измерение. Основная этическая проблема состоит в определении критериев ценности и способов их измерения. Определение критериев полезности (ценности) зависит от уровня развития и культуры общества, мировоззрения, нравов, обычаев, традиций и привычек. Их состав должен быть полным и учитывать требования всех участников проекта, интересы которых он затрагивает. Критерии должны объединять всех участников в единую систему. Улучшение оценок критериев может быть достигнуто посредством учета как можно большего числа внешних систем, что повышает точность и достоверность оценок.

Побочные эффекты связаны с влиянием проектируемой системы (проекта) на другие системы. Необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные последствия, в том числе и в отдаленной перспективе. Основная задача состоит в минимизации отрицательных последствий проекта. Системный подход предусматривает, по крайней мере, три возможности: продолжение данного проекта, переход к альтернативному проекту с той же целью, смена цели (направления) и переход к проблемам более общей системы.

Производимые изменения. Люди крайне чувствительны к своей функции выбора и противятся «навязыванию» им чужого мнения. Поэтому крайне важен баланс «силы управляющего воздействия» и «свободы обсуждения». Если использовать администрирование, то возрастает сопротивление проекту. Если же не заниматься убеждением заинтересованных систем, не обсуждать с ними достоинства и недостатки проекта для каждой конкретной системы (и других систем), то снижается заинтересованность. И в том, и в другом случае возникает отчуждение между системами, и большая система оказывается расчлененной на отдельные несвязные части. В итоге проект может быть поставлен под угрозу или реализуется не в полной мере. Помочь в решении этой этической проблемы может искренность проектировщиков, предоставление объективной информации о проекте, информирование о скрытых недостатках проекта, альтернативных возможностях достижения цели.

Поставленные цели. Обсудим этические проблемы, которые возникают при целеполагании. Необходимо иметь в виду, что все начинания людей, какими бы благими они ни казались на первый взгляд, имеют изъяны. Происходит это потому, что человек привык мыслить и действовать в рамках привычных усвоенных им моделей (идей). Реальность же часто не укладывается в рамки моделей. Возникает конфликт между тем, что есть (реальность) и тем, что должно быть (Принцип). Этот конфликт и создает этические проблемы. Он сам является основной этической проблемой, так как первоначально благие цели приводят к совершенно иным результатам. Наблюдаются две крайности. Одну можно назвать прожектерством, когда модели (идеи), положенные в основу проекта, выходят за рамки возможного. Вторую крайность можно назвать филистерством (узкий, ханжеский, обывательский взгляд на реальность), когда те же модели (идеи) являются «чересчур односторонними», «узколобыми» и не выходят за рамки трюизмов (избитых истин). Здесь подтверждается известное изречение, что «крайности сходятся», так как обе они обусловлены слабой связью с реальностью, определяемой условиями и ограничениями со стороны внешних систем. Первая из них соответствует заниженной самооценке, а вторая – завышенной.

Руководители. Этическая проблема здесь состоит в ответственности руководителя и солидарной ответственности проектирующей системы перед другими системами. Она включает следующие аспекты: ответственность за результат проектирования; ответственность перед обществом; ответственность за использование ресурсов; ответственность за охрану интересов потребителей.

Ответственность за результат. Здесь опасность состоит в возникновении у руководителя разрыва между словом и делом, имеющего в своей основе расхождение принятой модели (идеи) с реальностью (тем, что есть в действительности). Постепенно нарастая, такое расхождение приводит к подмене первоначальной (благородной) цели и появлению скрытых (теневых) целей (получение дополнительного финансирования, односторонних преимуществ, поддержание престижа системы и т.п.). Другая опасность состоит в сговоре руководителя и подчиненных для реализации теневых целей. Она имеет в основе непонимание (ложное понимание) проектирующей системой своего места в общей системе, придание работе по проектированию самостоятельной, самодовлеющей значимости вместо подчиненной, обеспечивающей роли, выполняемой для удовлетворения требований внешних систем.

Ответственность перед обществом. Основная опасность здесь состоит в ложном понимании пользы, как «получения выгоды, прибыли для проектирующей системы». Тем самым долгосрочные интересы приносятся в жертву краткосрочным. Подоплека этого состоит в различии жизненных циклов системы и общества, поэтому создается иллюзия, что система может существовать сама по себе, и ей нет необходимости «заглядывать далеко вперед», достаточно успеть решить свои корпоративные задачи.

Использование ресурсов. Этическая проблема связана с разумным использованием всех типов ресурсов: материальных, энергетических, людских (физических и интеллектуальных), информационных, природных, космических. Существует опасность двоякого рода: с одной стороны – нехватка ресурсов, которая стимулирует расхождение первоначально принятой модели (идеи) с реальностью, с другой – избыток ресурсов и их расточительство, что приводит к неэффективным, некачественным решениям, т.е. опять к расхождению идеи с реальностью. Подоплека этой проблемы состоит в том, что сообщество людей является открытой системой, которая может существовать только за счет окружающей среды (природной, космической).

Ответственность за охрану интересов потребителей. Собственно, проблема здесь созвучна проблеме ответственности перед обществом, так как потребители – его неотъемлемая часть. Специфика связана с ответственностью проектирующей системы в кратко- и долгосрочной перспективе за ненанесение ущерба потребителям.

В виде примера этических проблем рассмотрим побочные эффекты строительства кольцевой дороги вблизи крупного города. Исходные положительные цели проекта предполагают:

– разгрузить центральные районы города от потоков автотранспорта;

– улучшить экологическую ситуацию в центральных районах города;

– сократить время доставки продукции;

– повысить доходы автотранспортных компаний, предприятий-поставщиков и предприятий-получателей продукции;

– повысить деловую активность в сфере строительства дорог, повысить занятость, создать новые рабочие места;

– повысить доходы города за счет отчислений предприятий, связанных с использованием дороги;

– создать дополнительные удобства владельцам автотранспорта;

К отрицательным последствиям проекта следует отнести:

– загрязнение среды обитания горожан (воздуха, почвы и т.д.) и создание смога вокруг и внутри города;

– увеличение транспортной нагрузки на периферийные районы города;

– создание неудобств жителям вблизи кольцевой дороги, повышение уровня шума, загрязнение, ухудшение ландшафта и его видовых характеристик;

– выведение значительных территорий из сферы полезного землепользования (отдых, строительство домов и коттеджей, сельхозугодия);

– создание «пробок» в городе за счет концентрации потока машин по нескольким магистралям и их недостаточной пропускной способности;

– затраты на рекультивацию земель после строительства, защитные мероприятия по ликвидации неудобств жителям; уборку дороги, территории вблизи дороги и в городе; эксплуатационные расходы;

– повышение социальной напряженности из-за неудобств жителям (переселение, ухудшение обстановки, дискомфорт);

– увеличение времени доставки и удорожание товаров из-за загруженности и пробок на кольцевой дороге и магистралях въезда в город;

– дополнительные затраты на создание жилья и условий работы и быта строителей, необходимость строительства терминалов и складских помещений;

– урбанизация периферийных районов города из-за повышения плотности населения.

Планирующие организации и проектировщики должны оценить с учетом побочных эффектов насколько удастся реализовать заявленные цели. Для этого при обсуждении целесообразности строительства и самого проекта необходимо учитывать следующие системы:

– заказчики (муниципальные власти);

– исполнители (строительные фирмы и субподрядчики);

– обеспечивающая система (научно-исследовательские институты, фирмы, производящие оборудование и технологии);

– фирмы-производители и получатели перевозимой продукции;

– потребители дороги (автомобилисты, транспортные предприятия);

– население города и области;

– природная среда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: