Модульное и структурное программирование
Эволюция технологий программирования.
Этапы развития систем программирования
Введение
Система программирования – это инструмент, предназначенный для разработки программ.
Разработка программы включает в себя следующие этапы:
1. проектирование программы
2. кодирование (т.е. написание программы на конкретном языке)
3. трансляция (или компиляция) (т.е. генерирование машинного кода и нахождение синтаксических ошибок)
4. компоновка (или редактирование связи) (т.е. связь отдельных частей программы и включение в нее библиотечных модулей)
5. отладка (тестирование) (т.е. исправление логических и семантических ошибок)
6. документирование.
В состав системы программирования входят:
1. язык программирования
2. транслятор (входным языком для него служит язык высокого уровня, а выходным – объектный модуль)
3. компоновщик
4. библиотеки
5. отладчик
Требования к повышению производительности труда программистов и повышение вычислительной мощи компьютеров стали причинами эволюции СП.
|
|
Этапы развития СП:
1-й этап:
Появление отдельного компилятора, но интерфейсом, даже в лучшем случае, была командная строка.
2-й этап:
Улучшение интерфейса вследствие появления пакетных файлов, добавление в состав СП компоновщика, библиотек, отладчика (позволяющего отлаживать в терминах исходного языка).
3-й этап:
Появление оконного интерфейса и интегрированной среды, в которую входили компоновщик, отладчик, компилятор и т.д.
Этапы:
1. Программирование на машинных языках.
2. Появление первых машинно-независимых языков (процедурные языки, с которыми стало возможно модульное и структурное программирование).
3. Появление объектно-ориентированных языков (н-р: Симула67, Smalltalk, С++).
4. Событийное программирование.
5. Визуальное программирование (языком служат видимые блоки).
6. Компонентное программирование.
Например зачатки модульного уже в первом языке высокого уровня Fortran, более четко проявились Algol-60, затем Pascal, C, …
Разбиение программ на модули (п/п) по принципу один модуль – одна функция.
В модулях использование только структурных управляющих конструкций:
· следование
· if … then … else
· while do …
· repeat … until
Ключевое понятие ООП – объекты.
Объект – нечто, обладающее свойствами и некоторыми способностями. Способности называют по-разному – операциями, методами, функциями. Они позволяют воздействовать на объект с тем что бы он изменял свое внутренне состояние и, возможно, воздействовал на другие объекты.
Пример.Человек – объект.
|
|
Свойства:
1. возраст
2. пол
3. имя
4. разрешение употреблять спиртные напитки
Методы:
1. установить имя
5. запросить имя
6. установить пол
7. запросить пол и т.д.
Инкапсуляция– определение не только свойств объекта, но и набора операций, допустимых над ним.
Наследование – выделение в некоторой группе объектов общих свойств, общих методов и создание «родительского» объекта и создание «потомков» – объектов путем расширения свойств и методов.
Полиморфизм, – т.е. у подобных объектов существуют подобные способности, которые инициируются одинаково, но реализуются по-разному.
Лекция №2