Проблема определения понятия сознания. Концепции сознания в истории философии

Тема 4. Понятие сознания

Э. В. Ильенков // Практикум по философии. Ч. 1. – Мн., 2004. – С. 653-656.

1. Какие подходы к проблеме идеального сложились в истории философии?

Проблема идеальности всегда была аспектом проблемы объективности («истинности») знания. В этом смысле идеальное (то, что относится к миру «идей») фигурирует уже у Платона, которому человечество обязано как выделением этого круга явлений в особую категорию, так и ее названием. «Идеи» Платона — это не просто любые состояния человеческой «души» («психики») — это непременно универсальные, общезначимые образы-схемы, противостоящие отдельной «душе» и управляемому ею человеческому телу как обязательный для каждой «души» закон. Платон онтологизирует «идеи» (нормы культуры), придает им физический статус; реальный мир — лишь бледная копия мира идей. Важным свойством «идеального» является совершенство; оно выступает как образец, идеал, который существует сам по себе, но во всей своей полноте не реализуем в одном чувственно-воспринимаемом явлении. Все множество идей представляет единство.

Немецкая классическая философия – впервые после Платона перестала понимать «идеальность» узко психологически, как английский эмпиризм, и поняла, что идеальное вообще не может быть сведено к простой сумме «психических состояний отдельных лиц». Эта мысль у Гегеля достаточно четко выражена в той форме, что «дух вообще» как «всеобщий дух», как «объективный дух», как «абсолютный дух», — ни в коем случае не может быть ни представлен, ни понят как единичная «душа», «психика». Гегель поэтому и видит заслугу Платона перед философией в том, что тут «реальность духа, поскольку он противоположен природе, предстала именно организацией некоторою государства», а не организацией некоторой единичной души, психики отдельного лица, тем более — отдельного мозга. Идеальное включает в себя по мнению Гегеля культуру и общественное сознание.

Идеальное сознание формируется под воздействием социальной практики. Социальная практика определяется положением человека: отчужденный человек – не может воспользоваться результатами своего труда; свободный человек – может распоряжаться результатами своего труда. Это формирует понимание идеального.

2. Как понимает автор природу идеального и его связь с бытием?

По мнению автора «идеальное» существует только в человеке. Вне человека и помимо него никакого «идеального» нет. Но человек при этом понимается не как отдельный индивид с его мозгом, а как совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически человеческую жизнедеятельность, как «совокупность всех общественных отношений», завязывающихся между людьми вокруг одного общего дела, вокруг процесса общественного производства их жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: