Понятие человека в истории философии

Тема 5. Проблема человека в философии и науке.

Конфуций // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 13-14.

1. Каков идеал человека (благородного мужа) в философии Конфуция?

Ни один человек не оказал большего влияния на китайскую мысль и цивилизацию, чем Конфуций. Взгляды Конфуция нашли выражение в составленном его учениками в 5-4 вв. до н.э. сборнике диалогов «Лунь юй» («Суждения и беседы»). В центре учения Конфуция - человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к которой сводятся и экзистенциальные, и религиозные, и гносеологические проблемы. Человеческую «природу» он не идеализирует.

Для Благородного человека Конфуций предлагает свою специфическую характеристику. Первой характерной чертой Благородного мужа по Конфуцию является следующее: «Благородный муж, сознавая свое превосходство, никому его не показывает, он легко сходится с людьми, но остается беспристрастным». Конфуций говорит нам, что Благородный человек не любит, когда человек прямо не высказывает своих побуждений, а лишь старается оправдать их. Конфуций дает нам характеристику трех полезных и трех вредных друзей. Тремя полезными друзьями являются следующие: справедливый друг, чистосердечный друг и друг, который много знает. Тремя вредными друзьями являются следующие друзья: льстивый друг, двуличный друг и красноречивый друг. Также Конфуций в своем тексте говорит о трех полезных и вредных радостях. Конфуций говорит, что полезно радоваться правильно исполненному ритуалу с музыкой, речам о чем-нибудь хорошем в людях и тому, что дружите со многими достойными людьми. Но вредно предаваться радостям тщеславия, безделья и застолья.

Конфуций говорит также о том, что Благородный муж должен выполнять три запрета. К этим запретам Конфуций отнес следующие запреты: в молодости, когда горячи дыхание и кровь, Благородный муж избегает наслаждений; в зрелости, когда сильны дыхание и кровь, он избегает ссор; в старости, когда слабы дыхание и кровь, он избегает жадности.

Конфуций также говорит о шести достоинствах, переходящих в шесть заблуждений. Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к глупости. Когда стремятся проявить свой ум, но не хотят учиться, то это заблуждение ведет к дерзости. Когда стремятся быть правдивыми, но не хотят учиться, то это заблуждение приносит вред. Когда стремятся к прямоте, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к грубости. Когда стремятся быть отважными, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к смуте. Когда стремятся к непреклонности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к безрассудству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: