Классификация регуляторов частоты вращений вала приводных двигателей ГА
Классификация АРЧ
В настоящее время принята следующая классификация АРЧ (таблица 3.1.).
Таблица 3.1.
Тип регулятора | Выполняемые функции |
По назначению и режимности работы | |
Однорежимный | Поддерживает один скоростной режим |
Двухрежимный | Поддерживает два скоростных режима (минимально устойчивой и номинальной частоты вращения) |
Всережимный | Поддерживает любой скоростной заданный режим двигателя (выше минимально устойчивой частоты вращения) |
Предельный | Включается в работу только в случае превышения номинальной частоты вращения |
По типу измерительной части регулятора | |
Механический | Входной сигнал (частота вращения) преобразуется измерите- лем регулятора в механическое перемещение |
Гидравлический | Входной сигнал (частота вращения) преобразуется в энергию давления масла |
Электрический | Входной сигнал (частота вращения) преобразуется в электри- ческую величину (напряжение или ток) и механическое пере мещение |
По способу воздействия измерительного устройства на регулирующий орган | |
Прямого действия | Перемещение рейки ТНВД происходит только за счет энергии, сообщаемой ей измерительной частью регулятора |
Непрямого действия | Выходной сигнал измерительной части регулятора передается на топливную рейку усиленным (через усилитель) |
По количеству входных сигналов | |
Одноимпульсные | Работает по отклонению только одной величины (частоты вращения) |
Двухимпульсные | Работает по отклонению двух величин (частоты вращения и Активной нагрузки генератора) |
По виду регуляторной характеристики | |
Астатический | Поддерживает частоту вращения постоянной при любых нагруз ках |
Статический | Поддерживает частоту вращения коленчатого вала дизеля в установленных пределах Δn при изменении нагрузки |
Комбинированный | В зависимости от настройки может работать как по статиче- ской, так и по астатической характеристике |
По осуществляемому закону регулирования | |
Интегральный (И - регулятор) | Отклонение частоты вращения влияет только на скорость пере- мещения рейки ТНВД |
Пропорциональный (П – регулятор) | Отклонение частоты вращения влияет только на величину пере мещения рейки топливных насосов |
Пропорционально-интегральный (ПИ- регулятор) | Отклонение частоты вращения влияет на величину и скорость перемещения рейки топливных насосов |
По типу обратных связей | |
С жесткой обратной связью | Осуществляет пропорциональный закон регулирования (П – ре гулятор). Регуляторная характеристика статическая |
С гибкой обратной связью | Осуществляет пропорционально-интегральный закон регулиро- вания (ПИ – регулятор), Регуляторная характеристика астати- ческая. |
Применение того или иного вида АРЧ зависит от условий работы ГА (одиночная, параллельная работа) и от требований, предъявляемых к точности регулирования частоты вращения ГА.
|
|
|
|
Например, АРЧ, обеспечивающие работу приводных двигателей ГА по астатиче-
ским характеристикам, применяют только при одиночной работе ГА и называют астати-
ческими. Такие регуляторы называют также интегральными, или регуляторами И-типа. У них отклонение частоты вращения влияет только на скорость перемещения рейки ТНВД.
АРЧ, предназначенные для обеспечения параллельной работы ГА, должны рабо-
тать только по статическим характеристикам. Для статической характеристики δ > 0, т. е. частота вращения ПД уменьшается с увеличением нагрузки генератора (см. рис. 2.1, характеристика 2).. Такие регуляторы называют статическими а также пропорциональны
ми или регуляторами П-типа. У них отклонение частоты вращения влияет только на вели-
чину перемещения рейки топливных насосов
Регуляторы, обеспечивающие работу ПД по астатической и статической характери-
стикам, называют универсально-статическими. Такие регуляторы называют также пропор
ционально-интегральными или регуляторами ПИ-типа. У них отклонение частоты враще-
ния влияет как на величину, так и на скорость перемещения рейки топливных насосов.
В зависимости от изменяемых величин различают АРЧ одно- и двухимпульсные. Одноимпульсные АРЧ изменяют подачу топлива при изменении частоты и потому
снабжаются центробежными (частоты вращения вала) или электрическими (частоты тока) датчиками.
Двухимпульсные АРЧ дополнительно снабжены датчиком активного тока, поэтому у них подача топлива зависит как от частоты вращения (тока), так и от активной нагруз-
ки. Точность стабилизации частоты вращения у них лучше, чем у одноимпульсных, но при этом усложняется схема управления АРЧ.
В зависимости от наличия усиления различают АРЧ прямого и непрямого дейст-
вия. В АРЧ прямого действия датчик частоты вращения воздействует на регулирующий орган непосредственно, а в АРЧ непрямого действия - через усилитель (сервомотор).
АРЧ прямого действияприменяются для ГА небольшой мощности. На большинст
ве современных судов применяются двухимпульсные ГА.
Более подробная классификация АРЧ приведена в таблице 3.1.