double arrow

Аварийное электроснабжение

Контрольные вопросы

Техническое обслуживание выключателей и предохранителей

Техническое обслуживание автоматических выключателей

Техническое обслуживание распределительных устройств

Техническая эксплуатация распределительных устройств и аппаратов

При эксплуатации распределительных устройств (РУ) и пультов управления (ПУ)

вы­полняются:

.1. включение и выключение генераторов и потребителей электроэнергии;

.2. поддержание номинальных значений напряжения и частоты тока работающих

ге­нераторов (при отсутствии автоматических регуляторов напряжения и частоты);

.3. перевод нагрузки с одного из параллельно работающих генераторов на другие и

обеспечение экономичной работы электроэнергетической системы;

.4. перевод нагрузки с судовых генераторов на электроснабжение от берего вой сети и обратно в соответствии с РД 31.21.81-79 «Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей» (с перерывом или без перерыва электроснабжения в зависимости от принятой на судне схемы);

.5. наблюдение за показаниями измерительных приборов, контролирующих пара-

мет­ры генераторов, береговой сети и потребителей (напряжение, частоту, ток, мощность, сопро­тивление изоляции и др.);

.6. контроль за работой средств коммутации, защиты, сигнализации и блокировки;

.7. контроль нагрева шин и токоведущих частей аппаратов и приборов;

.8. контроль вибрации и шума аппаратов и приборов:

.9. поддержание в чистоте РУ и ПУ.

При подготовке РУ к действию после продолжительного нерабочего периода необ

ходимо:

.1. произвести внешний осмотр и убедиться в отсутствии на токоведущих частях

по­сторонних предметов, влаги и пыли;

.2. проверить состояние контактных соединений и крепежа;

.3. убедиться, что все АВ и другие коммутационные аппараты отключены;

.4. проверить правильность действия всех аппаратов путем включения их без тока;

.5. проверить наличие в предохранителях штатных плавких вставок (элементов);

.6. убедиться в чистоте и целости диэлектрических ковриков у РУ и ПУ.

Потребители электроэнергии, которые могут получать питание как непосред

ственно от ГРЩ, так и через аварийный распределительный щит (АРЩ), должны, как пра

вило, полу­чать питание через АРЩ, во всех условиях эксплуатации.

При плавании в сложных условиях не рекомендуется без крайней необходимости вы­полнять какие-либо переключения и проверки на ГРЩ, АРЩ и ПУ.

Двери ГРЩ, и распределительных щитов (РЩ) должны быть заперты. Ключи от

ГРЩ, и АРЩ должны находиться у старшего электромеханика, а также непосредственно у ГРЩ (или в ЦПУ, если там размещен ГРЩ) и АРЩ.

Включение и отключение АВ с ручным приводом должны производиться непрерыв­

ным движением их рукояток до крайних положений (упоров). Не допускается оставлять ру­коятей АВ в промежуточном положении.

Включение АВ после их автоматического отключения (срабатывания) производит-

ся переводом рукояток в положение «Отключено», а затем - в положение «Включено».

Примечание. В АВ с электродвигательным приводом пружинного механизма реко

мендуется убедиться по указателю электродвигателя конечным выключателем.

Положение контактов АВ определяется только по специальным устройствам или

сиг­нальным лампами

При ложном срабатывании АВ необходимо их снова включить. При повторном сраба­тывании включение АВ разрешается только после устранения причины, вызвавшей срабаты­вание.

При срабатывании АВ из-за перегрузки или короткого замыкания в защищаемой цепи до повторного включения следует устранить причину срабатывания, осмотреть АВ и устра­нить при необходимости последствия срабатывания. Если требуется немедленное повторное включение АВ, их осмотр должен быть произведен при первой возможности.

Заклинивание, а также работа АВ со снятыми дугогасительными камерами запреща

­ется.

Временное выведение из действия или блокировка расцепителей АВ допускается при необходимости только для предотвращения аварийной ситуации.

Для каждого предохранителя в РУ и ПУ должны быть указаны его назначение и вели­чина тока плавкой вставки (элемента)

Необходимо использовать только штатные плавкие вставки (элементы). Резервные

плавкие вставки (элементы) и клещи для извлечения предохранителей должны находиться в РУ и ПУ.

Пробочные предохранители должны быть всегда плотно ввернуты. Запрещается под­кладывать под плавкие вставки (элементы) какие-либо металлические прокладки или прово­локу.

В случае срабатывания (расплавления) плавкой вставки (элемента) ее следует заме­нить; при повторном срабатывании замена разрешается только после устранения причи-

ны, вызвавшей срабатывание.

Правильность положения стрелок измерительных приборов относительно шкал

сле­дует проверять не реже одного раза в месяц. Стрелки отключенных амперметров, вольтмет­ров и ватт метров должны показывать «0»; щитового мегомметра - ∞; стрелки частотомеров и фазометров могут находиться в любом положении.

Продолжительность включения стрелочных синхроскопов, щитовых мегаомметров и вольтметров для измерения сопротивления изоляции сетей определяется схемами конкрет­ных приборов и инструкциями по их эксплуатации.

Подготовка к работе ГРЩ включает в себя следующие операции:

1. Произвести проверку состояния ГРЩ, обеспечив соблюдение следующих усло-

вий:

- отсутствие в ГРЩ посторонних предметов; инструмента, крепежа и т.д.;

- чистота, отсутствие влаги на аппаратах, узлах, деталях ГРЩ и их надежное креп

ление; кон­тактные соединения шин надежно затянуты, не наблюдается никакого ослабле

ния крепежа отдельных частей ГРЩ.

2. Произвести проверку сопротивления изоляции в следующем порядке:

.1. включить все коммутационные аппараты главной цепи и подключений к элект

роэнергетической системе (ЭЭС);

.2. отключить установленный на щите мегомметр;

.3. измерение сопротивления изоляции производить мегомметром М 110/М по

ГОСТ 23706-79. Если сопротивление изоляции ГРЩ совместно с ЭЭС окажется ниже установленной нормы (0,5 МОм), следует произвести измерение сопротивления изоляции ГРЩ отдельно от внешней схемы.

Если при этом сопротив­ление изоляции ГРЩ окажется ниже 1 МОм, то щит надо

сушить. Сушка производится на­гретым до 80-85°С воздухом, который вводится в ГРЩ снизу.

Если сушкой не удается уве­личить сопротивление изоляции ГРЩ, то необходимо проверить изоляцию каждого отдель­ного участка цепи, а затем и каждого аппарата. После обнаружения детали или участка с низкой изоляцией, необходимо устранить причину или заменить деталь новой.

3. Перед подачей напряжения на все автоматы, переключатели и выключатели

установить в нулевое или отключенное положение.

4. Включить источник питания.

Технический осмотр без разборки (ТО №1) рекомендуется проводить не реже 1 раза в 6 мес. При этом удаляют загрязнения со щита и его аппаратуры, затягивают контак

ты, проверяют работу аппа­ратуры ручного управления.

Технический осмотр с частичной разборкой (ТО №2) проводят не реже 1 раза в год, дополнительно зачищают контакты, заменяют изношенные детали, доводят до нормы сопротивление изоляции, регулируют аппараты. Затем ГЭРЩ проверяют в действии под нагрузкой.

При выпол­нении ТО №№1, 2 с ГЭРЩ полностью снимают напряжение, шины зако

рачивают перемычками и заземляют. Если это невозможно, то ГРЩ обесточивают по ча-

стям.

При эксплуатации автоматических выключателей необходимо:

. 1. проверить и затянуть при необходимости контактные и крепежные соединения;

.2. проверить исправность пружин и заменить изношенные пружины;

.3. проверить наличие смазки в редукторе электродвигательного привода, подшип-

ни­ках и шарнирных соединениях, при необходимости смазать трущиеся части рекомендо-

ван­ной смазкой;

.4. удалить с поверхностей контактов копоть и наплавления;

.5. проверить одновременность замыкания и отсутствие перекоса контактов; вели-

чи­ны контактного нажатия главных и дугогасительных контактов, зазоров и провалов контак­тов в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации;

.6. осмотреть и очистить дугогасительные камеры;

.7. убедиться в исправной работе и свободном движении подвижных частей АВ при

ручном включении и отключении;

.8. проверить срабатывание АВ при воздействии на механизм расцепления отклю­

чающих разделителей;

.9. проверить работу механических указателей АВ (коммутационного положения, со­стояния пружинного механизма, срабатывания расцепителей и др.);

.10. проверить состояние контактов, исправность работы устройств безопасности и механических фиксаторов положений АВ втычного исполнения.

Наплавления, образующиеся на рабочих поверхностях контактов, следует зачищать

бархатным напильником, не нарушая формы контактов. Применение наждачного полотна (бумаги) и полировка контактов не допускаются.

Нагар и копоть, образующиеся на контактах с серебряными накладками, удаляются

ветошью, смоченной рекомендованным моющим средством.

Потемнение серебряных накла­док не является признаком их неисправности. При

сильном обгорании или износе рабочих поверхностей накладки или контакты следует заменить.

При включении АВ первыми должны замыкаться дугогасительные контакты, затем предварительные (при наличии) и последними главные контакты. При отключении АВ раз­мыкание контактов должно происходить в обратной последовательности.

В АВ, где дугогасительные контакты замыкаются только в процессе включения и от­ключения, расстояние до дугогасительных контактов (зазор) должно быть равно 1-1,2 мм.

Величина контактного нажатия измеряется динамометром; отсчет производится в мо­мент выпадания бумажной полоски, помещенной между контактами.

При осмотре дугогасительных камер АВ следует удалить пыль и частицы металла

и убедиться, что пластины деионных решеток не деформированы, а внутренние поверх-

ности камер не обгорели. Если стенки камер имеют значительный по площади и глубине обгар, а металлические пластины большое оплавление, камеры следует заменить.

Проверку срабатывания АВ от воздействия отключающих расцепителей, а также

дей­ствия механических замедлителей срабатывания допускается выполнять путем ручно-

го воз­действия на якоря расцепителей при включенных АВ.

Действие дистанционного и мини­мального расцепителей рекомендуется проверять

включением и выключением цепей их пи­тания; одновременно проверяется невозможность включения АВ, если якоря минимальных расцепителей не притянуты.

Особое внимание при ТО АВ втычного исполнения следует обращать на обеспече-

ние необходимого нажатия контактов и отсутствие их перегрева; о недопустимом перегре-

ве мо­жет свидетельствовать потемнение контактов.

Для предотвращения возможного недопустимого перегрева контактов постоянно включенных АВ вследствие ухудшения состояния контактных поверхностей и увеличения переходного сопротивления, необходимо не реже одного раза в 3 мес. несколько раз вклю­чить и выключить АВ в обесточенном состоянии.

Если причиной ложных срабатываний АВ при пусках электродвигателей или при

дли­тельном протекании токов, не превышающих номинальных токов расцепителей АВ, являют­ся заниженные уставки срабатывания тепловых таковых расцепителей или длитель

ное по­вышение температуры воздуха, окружающего АВ, допускается увеличение уставок срабаты­вания расцепителей при наличии средств регулирования с градуированной шка-

лой или ука­зателей «больше» - «меньше».

При отсутствии таких средств или указателей либо неэффек­тивности регулирова-

ния уставок рекомендуется заменить АВ аналогичными резервными с ближайшими боль-

шими номинальными токами расцепителей.

При ТО АВ генераторов и ответственных потребителей рекомендуется проверить и при необходимости отрегулировать уставки и время срабатывания расцепителей перегруз

ки, минимального напряжения и средств защиты ГА от обратной мощности (тока), в том числе отдельные комбинированные защитные устройства защиты ГА.

Примечания:

1. Указанные проверки и регулировки должны выполняться не реже одного раза в 4

года, как правило, специализированной береговой организацией.

2. Проверки и регулировки средств защиты ГА от обратной мощности (тока) долж

ны выполняться не реже одного раза в год старшим электромехаником совместно с меха-

ником по заведованию.

Проверка расцепителей перегрузки может быть выполнена посредством:

.1. непосредственной нагрузки ГА судовыми потребителями или специальными на­грузочными устройствами;

.2. специальных приборов или стендов проверки защит;

.3. изменения тока во вторичных обмотках трансформаторов тока (питающих рас-

цепители или защитное устройство) от постороннего источника и других косвенных методов.

Проверка минимальных расцепителей напряжения может быть выполнена с помо-

щью автотрансформаторов.

Проверка и регулировка комбинированных устройств защиты генераторов должны

выполняться в соответствии с инструкциями по эксплуатации.

Проверка и регулировка полупроводниковых расцепителей АВ должны выполнять-

ся с помощью специальных технических средств.

При эксплуатации пакетных выключателей (переключателей) необходимо обеспе­-

чить:

.1. отсутствие заеданий валиков и их четкую фиксацию в каждом положении;

.2. надежность контактных соединений.

При эксплуатации выключателей (переключателей) рубящего действия необходи-

мо обеспечить:

.1. плотность зажатия в клеммах шин и проводов для предотвращения перегрева

кон­тактных соединений;

.2. надежность заземления нетоковедущих частей аппаратов, монтируемых на лице­

вой стороне щита.

Ножи и губки выключателей (переключателей) рубящего действия при наличии на

них оплавлений и борозд следует зачистить бархатным напильником, после чего все кон­тактные поверхности протереть сухой ветошью.

При обслуживании трубчатых предохранителей следует обеспечить надежность кон­тактов между плавкими вставками (элементами) и их держателями. Признаками плохо

го контакта могут быть потемнение контактных поверхностей и обугливание корпусов.

Запрещается заменять плавкие вставки (элементы) под напряжением. Если трубча-

тые предохранители не могут быть отключены выключателями, их следует снимать и уста

навли­вать только при помощи специальных клещей или ручек.

1. По каким признакам классифицируются судовые РУ?

2. Каковы требования Правил Регистра к схемам ГЭРЩ?

3. Какие электроизмерительные приборы и КЗА размещены на секциях ГЭРЩ:

а) распределительной; б) генераторной; в) контроля параметров?

4. Каковы требования Правил Регистра к конструкции ГЭРЩ?

5. Какие виды ТО и в какие сроки рекомендуется проводить для ГЭРЩ?

6. Каково назначение, устройство и принцип действия рубильников, выключате-

лей и переключателей?

7. Для чего предназначены переключатели сенрии УП?

8. Каковы эксплуатационные свойства пакетных выключателей и переключателей?

9. В чем отличие УП без разрыва тока от УП обычного исполнения? Где применя-

ются УП без разрыва тока?

10. Каково назначение АВ? По каким признакам они классифицируются?

11. В чем отличие селективных АВ от неселективных? Где применяются селектив-

ные АВ? Неселективные АВ?

12. Из каких основных элементов состоит АВ? Каково их назначение?

13. Для чего предназначен, как устроен и действует механизм свободного расцепле

ния АВ?

14. Перечислите виды расцепителей АВ

15. Как устроен и действует электромагнитный расцепитель АВ?

16. Как устроен и действует комбинированный расцепитель АВ?

17. Как устроен и действует минимальный расцепитель АВ?

18. Как устроен и действует независимый расцепитель АВ?

19. Нарисуйте и объясните защитные характеристики АВ с электромагнитным, теп-

ловым и комбинированным расцепителями

20. Объясните устройство и принцип действия АВ типа АМ. Как регулируется уставка по току короткого замыкания?

21. Объясните время-токовую характеристику защит АВ типа АМ

22. В чем отличие АВ генераторов от АВ приемников ЭЭ? Что такое селективная приствка генераторных АВ?

23. Какие виды защит обеспечивает АВ типа АК3290 М4?

24. Объясните устройство и принцип действия АВ типа А3300. Как регулируется уставка по току короткого замыкания?

25. Объясните устройство и принцип действия АВ типа АК50. Как регулируется уставка по току короткого замыкания? Как устроен и работает электрогидравлический замедлитель?

26. Объясните назначение, устройство и принцип действия предохранителей типов ПР-2, ПД, ПДС и ПК

27. Объясните назначение, устройство и принцип действия реле максимального, минимального и обратного тока

28. Как устроено и действует реле обратной мощности типа РОМ? Как регулирует-

ся уставка по обратной мощности?

29. Объясните работу схемы реле обратного тока типа РОТ-51/401

30. В чем состоит ТО РУ?

31. В чем состоит ТО АВ?

32. В чем состоит ТО выключателей и предохранителей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: