Назначение контактов
В зависимости от того, в каких цепях находятся контакты, различают главные и вспомога
тельные контакты.
Главные контакты предназначены для коммутации силовых цепей. К силовым це-
пям относят цепи с токами в десятки и сотни ампер, например, цепи обмотки якоря двига-
телей постоянного тока, обмоток статора и ротора 3-фазных асинхронных двигателей и др.
Часто такие цепи называют цепями сильного или главного тока.
Вспомогательные контакты предназначены для коммутации цепей управления, сиг
нализации и контроля. К цепям управления относят цепи катушек контакторов и реле, сигнализации – сигнальных лампочек и звуковых приборов (звонков, ревунов и т.п.), контроля – тепловых и температурных реле, конечных выключателей и т.п.
Значение тока в таких цепях не превышает нескольких десятков ампер (обычно
же - доли ампера или единицы ампер). Поэтому такие цепи часто называют цепями слабо
го тока.
Устройство
Конструкции контактов чрезвычайно разнообразны. В контакторах судового испол
нения применяют, в основном, контакты двух типов:
1. пальцевые;
2. мостиковые.
Рис. 9.36: пальцевые (а) и мостиковые (б) контакты; А – провал контактов;
В – раствор контактов; 1 – подвижный мостиковый контакт; 2 – неподвижный контакт
Пальцевые контакты по форме напоминают согнутый палец, т.е. имеют изогнутую
форму (рис. 9.36, а). Такая форма обеспечивает перекат и проскальзывание одного кон
такта по другому при включении контактора. Это приводит к стиранию изолирующей оксидной пленки и грязи с поверхности контакта, т.е. к самоочистке контактов.
Кроме того, места прилегания контактов и их размыкания отдалены друг от друга
(на рис. 9.36, а, место прилегания расположено выше). Это означает, что поверхность контактов в месте прилегания более ровная, чем в месте размыкания, в котором контакты обгорают и оплавляются вследствие действия дуги.
Оплавление приводит к тому, что площадь соприкосновения контактов резко умень
шается, поэтому переходное сопротивление (между подвижным и неподвижными контак
тами) и, соответственно, нагрев контактов увеличивается. В результате возможно прива-
ривание контактов друг к другу (сваривание контактов).
Чтобы уменьшить износ, на медные контакты наваривают серебряные накладки в виде плоских круглых пятачков. Серебро почти не окисляется и переходное сопротивле-
ние таких контактов изменяется незначительно. Однако серебро мягче меди, поэтому эти контакты изнашиваются быстрее и стоят дороже.
В последнее время во многих типах современных контакторов применяют более износостойкие металлокерамические контакты.
Мостиковые контакты (рис. 9.36, б) по форме напоминают мостик, соединяющий два берега (в данном случае – два неподвижных контакта). У таких контактов перекатыва
ние и проскальзывание минимально, поэтому для предотвращения образования оксидной пленки поверхность мостиковых контактов часто покрывается тонким слоем серебра.