Механизмы поворота и изменения вылета стрелы
Тип ротора
Число скоростей
Технико-экономические характеристики электроприводов ГПМ переменного тока
На морских судах ЭП переменного тока комплектуют в основном многоскорост-
ными АД с короткозамкнутым ротором и несколько реже АД с фазным ротором.
Опыт показал, что для грузовых лебедок и подъемных механизмов судовых кра-
нов наиболее рациональными оказались ЭП с 3-скоростными АД, а для механизмов поворота крана и изменения вылета стрелы - 2-скоростными.
Подавляющее большинство 3-скоростных АД выполнено с тремя независимыми статорными обмотками. Однако применяют и 3-скоростные АД с двумя независимыми обмотками, из которых одна- полюсопереключаемая, обеспечивающая при соответст-
вующих соединениях работу АД на малой и средней частотах вращения, а независимая на высокой.
В большинстве 3-скоростных АД схему полюсопереключаемой обмотки изменя-ют по варианту «звезда – двойная звезда», с сохранением момента и увеличением скоро
сти в 2 раза. Это позволяет использовать их для подъема груза на всех трех скоростях.
По конструкции ротора все 3-скоростные АД можно разделить на 1- и 2-ротор-
ные.
Устройство 3-скоростных 1-роторных АД отличается от обычных АД тем, что в па-
зы статора уложены 3 обмотки, причем чем больше полюсов имеет обмотка, тем ближе она расположена к воздушному зазору.
У 2-роторных 3-скоростных АД тихоходный ротор и соответствующий ему па-
кет статора с многополюсной 3-фазной обмоткой размещены со стороны, противопо-
ложной механизму. Быстроходный ротор и статор с двумя электрически несвязанными обмотками расположены со стороны свободного конца вала, т. е. со стороны механизма.
Однороторные АД по сравнению с 2-роторными проще по конструкции, техноло-
гичнее, обладают меньшими габаритными размерами и массой, вполне приемлемым диапазоном регулирования и малыми моментами инерции. Однако по своей теплоемко-
сти они уступают 2-роторным АД, особенно при длительной работе тихоходных обмо-
ток.
Электроприводы механизмов поворота и изменения вылета стрелы кранов глав
ным образом укомплектованы 1-роторными 2-скоростными АД с одной полюсопереклю
чаемой или с двумя независимыми обмотками.
Все зарубежные АД оборудованы независимым охлаждением от автономного эле
ктровентилятора, а АД отечественного производства типа МАП охлаждаются с помо-
щью рабочего колеса вентилятора, насаженного на вал (самообдувом).
Входное и выходное отверстие для воздуха в нерабочем состоянии обычно за-
крывают заслонками. Положение заслонок контролируется конечным выключателем, контакт которого включается последовательно с реле нулевой защиты ЭП. С торцовой части, противоположной механизму, к корпусу пристроен дисковый электромагнит-
ный тормоз.