Примерные конспекты уроков музыки

V. Домашнее задание.

IV. Обобщение итогов урока. Рефлексия.

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

- Где встречается вода в природе?

- В каких трех состояния может находиться вода?

- Какие свойства воды вы знаете?

Прочитать вывод в учебнике на стр. 55.

Выполнить задание "Порассуждай" (стр. 55 учебного пособия), найти пословицы связанные с водой.

Тема «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ И ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ»

Цель: формировать представления о лекарственных и ядовитых растениях, значении лекарственных растений; показать, какую опасность для здоровья и жизни человека представляют ядовитые растения; познакомить с правилами сбора лекарственных растений и поведения при встрече с ядовитыми растениями; совершенствовать умения классифицировать растения по их строению, использованию человеком, распознавать и описывать растения; содействовать воспитанию ответственного поведения в природе.

Оборудование: гербарии растений, натуральные экземпляры, рисунки, таблицы с изображением растений, карточки с заданиями.

Ход урока

С целью закрепления знаний о дикорастущих деревьях и кустарниках. можно провести игру «Все об одном». Вначале учитель проводит тренировку и обращает внимание, что ответ на первые два вопроса может быть разный, но последний вопрос имеет однозначный ответ – клен.

А) Какое дерево называют музыкальным?

Б) Какое дерево называют быстрорастущим?

В) У какого дерева лист резной, похож на детскую ладошку?

После ответов учащихся, учитель поясняет, почему клен называют музыкальным деревом, одним из самых быстрорастущих.

Приводим примеры других заданий (ответы на них можно найти в справочном материале для учителя):

Какое дерево называют няней ели?

Какое дерево появляется первым на пожарищах и вырубках?

Какое дерево имеет необычный цвет коры с черными полосками и пятнышками? (Береза)

Какое дерево называют одним из самых смелых?

Какое дерево является лакомством для зайцев, лосей?

Какое дерево называют «трусливым»? (Осина)

У какого дерева цвет коры оранжево-желтый?

Какое дерево является одним из самых дружных?

У какого дерева длинные иголки, расположенные по две на веточке? (Сосна)

Учитель говорит о том, что растительный мир очень богат и разнообразен и, конечно же, очень интересен для изучения. Вот и сегодняшний урок также посвящен растениям. Известно, что растительный мир часто называют «зеленой аптекой». Как вы думаете, почему? Знаете ли вы лекарственные растения? Какие? Используют ли ваши родители дома лекарственные растения? Для чего? Вместо таблеток и порошков наши предки еще очень давно использовали целебные свойства растений. Многие растения и сейчас используются в медицине для изготовления лекарственных препаратов. Иногда в нашей жизни возникают случаи, когда нам нужна лекарственная помощь, а с нами нет никаких лекарств. Кроме того, не всем нравится пить горькие пилюли. Как быть? Оказывается, рядом с нами почти всегда есть наши друзья и помощники – растения. Хотите знать растения, которые могут позаботиться о нашем здоровье? Помочь вылечить ранку, простуду, остановить кровотечение, подкрепить сердце?

А сейчас отправляемся в нашу «Зеленую аптеку». Но «лекарство» в ней от простуды, для сердца, для лечения ран и остановки кровотечения мы сможем с вами получить, при условии, если узнаем лекарственные растения. На доске можно сделать заранее запись:

Простуда –

Лекарство для сердца –

Лечение ран, остановка кровотечения –

Лекарство для желудка и кишечника –

Доктор Айболит прислал нам описания (можно загадки) лекарственных растений. С помощью рисунков в учебнике мы должны их распознать. Итак, начнем испытание.

Учитель зачитывает описания растений или загадки о них:

Колючий кустарник. Все знают его замечательные по вкусу и аромату целебные малиново-красные ягоды (отсюда и название). Растение можно узнать и по листьям. Сверху они зеленые, снизу сероватые, на ощупь как войлочные, по форме напоминают перо (перистые), состоят из 5-7, а верхние - из 3-х листочков. Сушеные плоды растения оказывают сильное лечебное действие при гриппе, простудных заболеваниях. Целебными свойствами обладают также листья, ветки, цветки. Недаром об этом растении сложили загадку:

Летом рад я свежей

Ягодке медвежьей,

А сушёная в запас

От простуды лечит нас. (Малина)

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

А еще это растение можно узнать по золотистым сладкодушистым цветкам, листьям, похожим на сердечки и пучкам плодов орешков с «парусом».

Толченое растение прекрасно заживляет раны, останавливает кровотечение. Растение дает жизнь многим бабочкам – крапивнице, павлиньему глазу, адмиралу, гусеницы, которых едят его листья. Но мы не особенно жалуем его за болезненные жгучие уколы. (Крапива)

Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранишь ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране –

Боль утихнет и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать. (Подорожник)

Доктор Айболит спрашивает у нас, по каким признакам мы можем узнать это растение? (У подорожника крупные овальные упругие листья с прочными жилками, семена клейкие, собранные в колосок на верху стебелька.)

Белые цветочки,

Мелкие листочки,

Их не сосчитать.

Как цветок назвать? (Тысячелистник)

У этого растения очень характерный стебель – ребристый, внутри полый. Листья крупные, напоминают перо. На верхушке стебля «шапки» мелких душистых бледно-розовых, белых или фиолетовых цветков. Корневище и корни растения издают сильный специфический запах, который так нравится кошкам. Его так и называют кошачий корень. Название растения происходит от латинского слова «вале» – быть здоровым.

А сейчас доктор Айболит просит нас вспомнить, какие же растения дадут нам нужные лекарства.

Учитель с помощью детей продолжает заполнять схему на доске.

Простуда – малина, липа.

Лекарство для сердца – валериана.

Лечение ран, остановка кровотечения – крапива, подорожник,

Лекарство для желудка и кишечника –

Что же у нас получилось? Какому растению мы пока не нашли применения? (Тысячелистнику) Давайте прочитаем о нем в нашем учебнике на стр.. После чтения текста ученики узнают о целебных свойствах растения, учитель дополняет схему на доске (дописывает тысячелистник напротив соответствующих слов). Отмечается, что ученики хорошо справились с заданием доктора Айболита.

Далее организуется работа в парах по заданиям учебника: 1. Почему нельзя собирать в лекарственных целях неизвестные тебе растения? 2. Как ты думаешь, где нельзя собирать лекарственные растения?

Чтобы сохранить здоровье, а иногда и жизнь, нам нужно знать еще одну группу растений – ядовитые. Ядовитые растения при попадании в организм человека вызывают отравление, что может вызвать тяжелые заболевания, а иногда даже и смерть.

Какое же основное правило нужно соблюдать при встрече с ядовитыми растениями? После высказываний учащихся, учитель предлагает найти ответ в тексте учебника «Будь осторожен: они ядовиты» на стр.. Но чтобы запомнить ядовитые растения, их нужно знать. Доктор Айболит предлагает детям третье задание: составить описания некоторых ядовитых растений, чтобы познакомить их с теми, кто их не знает. Да, сложное и ответственное задание! Но мы с ним справимся, так как нам поможет Знайка. Знайка подобрал нам слова, которые пригодятся для составления описания тех ядовитых растений, рисунки которых даны в учебнике. Давайте посмотрим, рисунки каких ядовитых растений помещены в учебнике. С какими из этих растений мы уже знакомы?

Учащимся на парты раздаются карточки с набором слов для описания и задание описать одно из растений с помощью слов для справок и рисунка учебника:

Карточка 1.

Составьте описание вороньего глаза по плану. При описании используйте рисунок и текст учебника на стр., а также слова для справок: а) дерево, куст, трава (нужное подчеркните); б) листья (нужное подчеркните): форма (овальная, округлая), размеры (крупные, средние, мелкие), как расположены (друг против дружки, один за другим на стебле); в) ягода (нужное подчеркните): цвет (иссиня-черная, красная), как расположена (сидит прямо у основания листьев, на высокой ножке); г) где встречается.

Карточка 2.

Составьте описание волчьего лыка по плану. При описании используйте рисунок и текст учебника на стр., а также слова для справок: а) дерево, куст, трава (нужное подчеркните); б) листья (нужное подчеркните): форма (узкие, продолговатые, округлые), размеры (крупные, средние, мелкие), как расположены (друг против дружки, скучены на конце стебля); в) ягоды (нужное подчеркните): цвет (иссиня-черные, красные), как расположены (сидят на длинных ножках, прямо на стебле); г) где встречается.

Карточка 3.

Составьте описание белены черной по плану. При описании используйте рисунок и текст учебника на стр., а также слова для справок: а) дерево, куст, трава (нужное подчеркните); б) листья (нужное подчеркните): форма (зубчатые, округлые), размеры (крупные, средние, мелкие), как расположены (друг против дружки, один за другим на стебле); б) цветки (нужное подчеркните): цвет (ярко-желтые с черными жилками, грязно-желтые с фиолетовыми жилками), форма (из пяти сросшихся лепестков, лепестков много); в) где встречается.

По выполнении задания, результаты проверяются: кто-то из учащихся зачитывает свое описание, все остальные проверяют его правильность (ученики, выполнявшие такое задание, сравнивают со своим описанием, а остальные с помощью рисунка учебника). Учитель в процессе проверки результатов работы уточняет некоторые вопросы, например: За что растение (имеется в виду вороний глаз) получило такое название? Как еще называют волчье лыко и за что? Как называется плод белены черной? На что похожи семена белены черной?

Учитель просит детей вспомнить и назвать еще раз правило, какое нужно соблюдать при встрече с ядовитыми растениями.

С целью закрепления материала учащимся (каждой паре) предлагаются следующие задания на карточках:

1. Разделите перечисленные растения на группы: а) дикорастущие и культурные; б) деревья, кусты, травы; в) лекарственные и ядовитые: липа, чёрная смородина, тысячелистник, ель, рябина, одуванчик, вороний глаз, слива, валериана, белена чёрная, малина, сосна. Назови перечисленные растения одним словом. (Названия растений лучше записать на отдельных бумажках и раздать каждой паре, чтобы ученики быстрее и, главное, в практической деятельности выполнили задание. Вначале выполняется первая часть задания, затем вторая.)

2. Укажите лишнее растение в каждом ряду:

а) липа, малина, волчье лыко, смородина (здесь лишним может быть волчье лыко, как ядовитое растение, а также липа, как дерево среди кустарников);

б) белена черная, подорожник, валериана, малина (лишнее растение белена черная, как ядовитое, а также малина как кустарник среди трав).

Следующие задания предлагаются всему классу:

Отгадайте загадки:

Черный глаз, как птичий глаз смотрит из травы на нас. Лежит ягода в розетке – Вы её не ешьте, детки! «Кошачья травка» - Больным поправка: Корешок в аптечку, Чтоб помочь сердечку. Появилась в огороде замарашка. На ней клейкая, мохнатая рубашка. Незнакомка эта ядовита, дети! На ветру кувшинчики развеваются. Какие же сюрпризы В них скрываются? Похожие на мак лежат там семена. Как имя замарашки? Это- …

4.Опознайте растения на предложенных рисунках (предлагаются иллюстрации имеющихся лекарственных и ядовитых растений).

5.Сравните волчье лыко и вороний глаз. Чем они похожи? (Ядовитые растения, плоды ягоды.) Чем отличаются? (Волчье лыко куст, а вороний глаз – травянистое растение; у волчьего лыка ягоды красные, их много сидят прямо на ветке, у вороньего глаза ягода одна черного цвета, сидит на высокой ножке.)

Подведение итогов урока: Каким растениям был посвящен урок? Что нового мы узнали на уроке? (При необходимости читается вывод по теме урока в учебнике.) Чему научились? Что было самым интересным? Что больше всего понравилось делать? Как вы оцениваете нашу работу по заданиям доктора Айболита? Учитель благодарит от имени доктора ребят за хорошую работу и просит ребят поблагодарить друг друга за успешную совместную работу.

Домашнее задание: Прочитать тексты на стр. учебника, ответить на вопросы после них. Расспросить у своих родителей о целебных свойствах других растений. Подготовить сообщение об одном из лекарственных и ядовитых растениях.

3 класс. 2 четверть. Тема четверти: "Интонация"

Тема урока: "Зерно – интонация"

Тип урока: урок объяснения нового материала, углубление и развитие темы четверти.

ЦЕЛЬ – показать развитие музыкальной интонации из зерна-интонации.

ЗАДАЧИ:

-закрепить знания о М.П. Мусорском и об интонационном разнообразии музыки; показать смысловую выразительность зерна-интонации, в которой заключены целостные свойства музыкального произведения;

-развивать навыки точного интонирования мелодии, анализа элементов музыкальной речи, создающих выразительность зерна-интонации;

- воспитывать интерес к классической музыке, развивать музыкальное восприятие школьников.

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты М.П.Мусорского, Д.Б. Кабалевского, учебник, диски с записями музыки «Три подружки» Д.Кабалевского, «Балет невылупившихся птенцов" М.П.Мусорского, чешской народной песни «Раз, два, три, четыре, пять.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: