С началом перехода к рыночным отношениям сельское хозяйство республики претерпело значительные трансформации, и, прежде всего, это касается отношений собственности. Реформирование последних было направлено на создание условий для становления различных форм собственности, развития конкуренции и предпринимательства, эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
Перед приватизацией и в процессе ее осуществления были приняты несколько нормативно-правовых документов регламентирующего и направляющего характера. Это Законы Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации», «Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий», Указы Президента РК «О неотложных мерах по приватизации имущества государственных сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий АПК», «О дополнительных мерах по приватизации имущества государственных сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса» и другие документы.
Приватизация государственной сельскохозяйственной собственности является главным звеном аграрной реформы. В основе приватизации собственности в сельском хозяйстве республики лежит идея обеспечения индивидуальной собственностью всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание условий для свободного, осознанного и добровольного выбора форм хозяйствования в неограниченный во времени период, формирование многоукладной экономики с учетом природных, экономических, социальных, исторических, демографических и др. условий местного населения.
Факторы и причины, обусловливающие необходимость и целесообразность реформы отношений собственности в аграрном секторе:
- монопольная собственность государства на землю;
- бесплатность пользования и владения землей сельскохозяйственными предприятиями, организациями, населением;
- отсталость социальной сферы села;
- огосударствление колхозов;
- отсутствие конкурентной сферы в сельском хозяйстве;
- отсутствие необходимых и достаточных материальных стимулов к труду.
Преобразование отношений собственности должно базироваться на определенных принципах, имеющих как общий характер, так специфический – для конкретных отраслей производства. Особенности воспроизводства сельского хозяйства определяют специфические принципы приватизации сельскохозяйственных предприятий, которые изложены в Законе Республики Казахстан «Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий». Это:
- преимущественное право трудового коллектива в выборе форм приватизации;
- гарантированность получения каждым членом трудового коллектива своей доли в приватизируемом имуществе государственного сельскохозяйственного предприятия в денежной и натуральной формах;
- обеспечение равных правовых условий для создания различных форм собственности и хозяйствования;
- сочетание возмездной и безвозмездной передачи имущества при приватизации;
- сочетание коллективной и частной форм собственности на имущество с исключительной собственностью Республики Казахстан на землю и другие природные ресурсы;
- использование приватизируемого имущества для сельскохозяйственного производства;
- первоочередность приватизации имущества убыточных государственных сельскохозяйственных предприятий;
- учет природно-климатических условий, биологических факторов, местоположения и специализации сельскохозяйственного предприятия;
- необходимость увязки сроков приватизации с цикличностью и сезонностью сельскохозяйственного производства;
- обеспечение при приватизации неразрывности технологических процессов производства продукции на птицефабриках, животноводческих комплексах, тепличных комбинатах и иных аналогичных объектах;
- участие сельскохозяйственных товаропроизводителей в приватизации государственных предприятий материально-технического снабжения и агросервисного обслуживания, заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции;
- обязательность приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий, включенных в программу разгосударствления и приватизации государственной собственности.
Приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий в республике
началась в 1991 году и продолжалась в течение семи лет. Их количество сократилось с 2223 на конец 1990 года до 274 – на конец 1997 года, то есть было приватизировано на 87,7 % от их общего числа.