double arrow

Формы земельной собственности

Рациональное использование земли, реализация экономической сущности собственности на землю ведут, в конечном счете, к повышению эффективности сельскохозяйственного производства и росту благосостояния населения. Формирование полноценного рынка земли станет предпосылкой повышения рентабельности сельскохозяйственных предприятий, которая будет основываться на признании общественной значимости производимой ими продукции. Поэтому проблема земельной собственности становится центральной в системе экономических научных исследований и подлежит политэкономическому анализу. Актуальность этой проблемы возросла в посткомандный период в Казахстане, России и других странах бывшего социалистического блока, поскольку бесплатное землепользование и жесткое регулирование аграрных отношений в СССР привели к формированию ничейного отношения к земле и стали одной из причин углубления кризиса в сельском хозяйстве.

При анализе земельных отношений необходимо исходить из нескольких методологических предпосылок. Во-первых, земельные отношения предполагают монополию частной собственности на землю и монополию на землю как на объект хозяйствования. Первая определяет собственность на землю, вторая – собственность на продукт независимо от того, какова собственность на землю. Земельная собственность предполагает монополию определенных лиц распоряжаться отдельными участками земли как исключительными, только им подчиненными сферами. Использование этой монополии имеет экономическое и юридическое значение. Первое означает, что использование земли зависит от экономических условий функционирования сельскохозяйственного производства. Юридическое содержание рассматриваемой монополии заключается в том, что земельный собственник может поступать с землей как всякий другой товаровладелец со своим товаром. Земельная собственность экономически реализуется и приносит доход в форме земельной ренты.

Следующей предпосылкой исследования отношений собственности на землю является необходимость определения земельной собственности не только как экономической и правовой категории, но и понятия, содержащего в себе всю совокупность политических, этнических и межнациональных проблем. Локальные, национальные и мировые войны преимущественно имеют одну причину – захват новых земель с их богатыми залежами, плодородием и т. д. Поэтому к проблемам, связанным с земельными отношениями, особенно отношениями собственности, необходимо подходить очень осторожно. Крупный казахский политический деятель первой половины ХХ-го века Турар Рыскулов в свое время отмечал, что «разрешение всех жизненных вопросов, касающихся населения... без различия национальностей, серьезнейшее восстановление сельского хозяйства и животноводства зависят от разрешения того же земельного вопроса».

Еще одной предпосылкой анализа земельных отношений является то, что институт частной собственности на землю имеет место только в строгих рамках общей национальной системы землевладения и землепользования, поскольку частные интересы защищены государством и реализуются в рамках государственных нормативов. Монополия частной собственности на землю ни в одной стране не является абсолютной, а в определенной мере ограничивается государством. Государство выполняет контролирующую, регулирующую, стимулирующую рациональное использование земель функцию, используя при этом совокупность административных и экономических рычагов. Административные меры, в частности, законотворчество, носят преимущественно превентивный характер и ограничивают побочные эффекты рыночных процессов. Они используются для консервации части национальных ресурсов, где недопустимы любые формы коммерческой эксплуатации; для выделения природных зон, где, напротив, необходимы определенные виды производственной деятельности; для предотвращения хищнического отношения к потребляемым ресурсам, в том числе земле; для введения жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экономической безопасности и пр. Во всех странах мира, где есть частная собственность на землю, последняя контролируется и регламентируется государством.

Важной предпосылкой анализа земельных отношений является то, что отношение присвоения-отчуждения земли, то есть акт, выражающий экономическую реализацию земельной собственности, предполагает куплю-продажу, следовательно, развитие частной собственности на землю не может получить соответствующего рыночного выражения без создания института купли-продажи земли.

Преобразование отношений земельной собственности не возможно без глубокого анализа сравнительных характеристик функционирования как института государственной собственности на землю, так и института частной собственности. В условиях социально ориентированной рыночной экономики реализация отношений собственности должна иметь социальную направленность.

Вся совокупность отношений, связанных с землей, может быть представлена системой, включающей следующие элементы:

- земельные отношения, то есть отношения между людьми, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением земельных ресурсов и продуктов земли;

- институты регулирования и управления земельными отношениями;

- экологические отношения, связанные с охраной и рациональным использованием земли;

- институты права собственности на землю.

В экономической литературе рассматриваются три основные формы земельной собственности:

- общинно-родовая форма землевладения;

- частная собственность на землю;

- государственная собственность на землю.

Исторически первоначальная форма собственности на землю - общинно-

родовая – с появлением государства и частной собственности трансформировалась в соответствующие формы. В различных странах из-за специфических условий развития экономики и общества в целом симбиоз государственной и частной форм собственности проявлялся с приоритетом в ту или иную сторону. Социализму многие ученые под влиянием коммунистических догм приписывали общественную собственность на землю вместо государственной. В условиях перехода к рынку преобразование аграрных отношений предполагает изменение отношений собственности на землю. В свою очередь эти отношения проявляются через товарною сущность земельных участков, то есть через стоимость и цену продуктов земли.

Реформирование земельных отношений в Казахстане преследовало двоякую цель:

1. Перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель;

2. Улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель, производство экологически чистой продукции.

Для реализации этих целей 11 сентября 1991 года Указом Президента Республики Казахстан был создан Государственный комитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству (Госкомзем), в последствии преобразованный сначала в Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (март, 1997 г.), потом - в Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами (октябрь 1999 г.). Агентство является центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами страны и осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством, специально исполнительные, разрешительные и контрольно-надзорные функции, а также координирует работы в сфере государственного управления земельными ресурсами, землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, топографо-геодезических и картографических работ.

За период с 1991 по 2002 годы в результате реформ произошли определенные институциональные изменения в сфере АПК. Была ликвидирована государственная монополия на землю, осуществлен переход к плюрализму форм земельной собственности, проведено бесплатное перераспределение земель в пользу граждан республики. Более трех миллионов человек стали собственниками земельных участков.

Одним из мер государственного регулирования отношений собственности на землю должен стать контроль за направлениями ее использования. Результатом необоснованного вывода из оборота земель сельскохозяйственного назначения стало значительное сокращение площади пашен и, соответственно, доходов сельского хозяйства. Поэтому в процессе купли-продажи земельных участков необходимо определить их обязательное использование по целевому назначению, поскольку в поисках альтернативного прибыльного приложения сельскохозяйственные угодья могут быть в массовом порядке выведены из производственно-экономического оборота. Государство должно провести полную инвентаризацию земель и запретить изменение их целевой направленности при купле-продаже. В этом плане поучителен опыт развитых стран, где государство следит за тем, чтобы пригодная для сельскохозяйственного производства земля использовалась по своему основному назначению.

Частная собственность на землю передает права владения, пользования, распоряжения, принадлежавшие прежде государству, отдельному собственнику или группе собственников. Субъект получает право владеть этой землей в ее натуральном, физическом виде, использовать землю для бизнеса, получать от этого доход, использовать в качестве залога, отчуждать, сдавать в аренду, закладывать.

Новый Земельный кодекс Республики Казахстан был принят 20 июня 2003 года. Перед принятием он был рассмотрен в Конституционном совете Республики Казахстан на проверку его конституционности. Было принято соответствующее постановление Конституционного совета Республики Казахстан «О соответствии Конституции Республики Казахстан Земельного кодекса Республики Казахстан».

Задачами Земельного законодательства РК, согласно статье 5 кодекса, являются:

- установление оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права землепользования;

- установление порядка осуществления прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей;

- регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды;

- создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования;

- охрана прав на землю физических и юридических лиц и государства;

- создание и развитие рынка недвижимости;

- укрепление законности в области земельных отношений.

Таким образом, рынок земель сельскохозяйственного назначения представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи данной категории земель. Основными элементами данного рынка должны стать такие экономические инструменты, которые позволят реализовать права собственников земельных участков на получение общественно нормальных доходов при их эксплуатации или продаже, получить равный доступ к покупке земли всех потенциальных покупателей с сохранением целевого использования, обеспечить рациональное и эффективное использование собственных или арендуемых участков. Экономическими предпосылками формирования полноценного рынка земли являются наличие собственников земли с соответствующими полномочиями, заинтересованных в получении дохода покупателей земли и конкуренции среди сельхозпроизводителей. Необходимо иметь ввиду, что земельная собственность может получить адекватное рыночное содержание и экономически реализоваться не в абстрактной возможности продать земельный участок, а в доходе, получаемом от его использования в соответствии с целевым назначением. Именно возможность получения дохода стимулирует собственников продать, а покупателей – приобрести землю, а размер дохода определяет цену земли. Поэтому еще одной важной предпосылкой формирования полноценного рынка земли является рентабельная, эффективная работа сельхозпроизводителей, основанная на признании общественной значимости производимой ими продукции, что подтверждается наличием постоянного спроса на нее.

Cовременная земельная собственность, как политэкономическая категория, представляет собой отношения по поводу не только присвоения результатов труда, но и отношения управления, производства, распределения доходов и потребления, связанные с землей. Экономическое содержание частной собственности на землю имеет отражение в юридическом содержании, которое выражается в «пучке» прав собственности: право владения, использования, распоряжения и т.д. Государство при этом выполняет две важнейшие функции: гарантирует права собственника и обеспечивает защиту общенациональных интересов. Поэтому в некоторых случаях оно ограничивает определенные права, например, право владения и использования сельскохозяйственных угодий иностранными лицами, право владения для собственных граждан в плане установления предельно допустимого размера земельного участка, право распоряжения, ограничивающего возможности отчуждения земли в течение определенного времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: