Предмет и метод правового регулирования

Организация комплексного обслуживания производства на основе вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия.

В.39.Опыт организации производства на фирме «Тойота» по принципу системы «Канбан».

Частный эффект – при проведении мероприятий по совершенствованию одной из сторон организационной деятельности.

Зарубежные фирмы прикладывают все усилия для снижения производственных затрат в соответствии с принципом «снижение затрат путем снижения потерь».

Система «точное время» - это метод сокращения выполнения заказа благодаря постоянной готовности к изменениям, при которых запас не превышает минимума, необходимого для обеспечения непрерывного производственного процесса.

Важным моментом в выравнивании производства является, и соблюдение основного правила «точное время»: производить ровно столько, сколько можно сбыть.

Для безотказного функционирования системы «точное время» все 100% изделий без брака должны доставляться на последующие участки, и этот порядок должен быть непрерывным.

Для обеспечения функционирования производства «точное время» на фирме внедрена система «Канбан». Она ведет к резкому сокращению запасов и материалов между поставками. Количество складских запасов на фирме «Toyota» рассчитано всего на один час работы.

Предпосылки для внедрения системы:

1. сбалансированное производство;

2. стандартизированное качество и нормирование работы, что может обеспечить ритмичную поставку продукции на последующих стадиях без брака.

В.40.Опыт организации технического обслуживания и ремонта технологического оборудования на фирмах стран Европы и США.

На машиностроительных предприятиях США все ремонтные работы строго специализированны и механизированы. Различают два вида внутризаводской специализации по обслуживанию оборудования:

· функциональная, характеризующаяся выполнением круга работ на разнородном оборудовании. Рабочие в этих группах обладают высокой квалификацией, но крайне узкоспециализированные;

· предметная, при которой широкий круг ремонтных работ выполняется на определенном оборудовании. Рабочие, входящие в такую бригаду, должны знать не один какой-либо узел, а все оборудование в целом.

В США нет единой общепринятой системы внутрифирменного планирования ремонта. Каждая фирма выбирает и разрабатывает свою систему, наиболее приспособленную к ее специфике. Для разработки системы приглашают консультантов.

Нормальный ход производственного процесса может протекать только при условии бесперебойного обеспечения его материалами, заготовками, инструментом, энергией, топливом, поддержания оборудования в работоспособном состоянии и т.д. все эти работы и составляют комплексное обслуживание производства.

Структура системы обслуживания производства.

Производственный процесс включает в себя следующие элементы:

Труд. Его обслуживание включает: обеспечение информацией и документацией, инструктаж и производственное обучение, техника безопасности и охрана труда

Средства труда. Их обслуживание включает: ремонт оборудование, ремонт зданий и сооружений, обеспечение энергией и ремонт энергооборудования, обеспечение инструментом.

Предметы труда. Их облуживание включает: доставка сырья, материалов, топлива – хранение материальных ценностей, контроль качества продукции. Инструментальные службы завода должны своевременно обеспечивать производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию.

От работ инструментальных цехов и служб зависят внедрение передовой технологии, механизации трудоемких работ, повышение качества изделий и снижение их себестоимости.

Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают рабочее состояние технологического оборудования путем его ремонта и модернизации. Качественный ремонт увеличит сроки его службы, снижает потери от простоев и значительно повышает общую эффективность работы предприятия.

Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии и организуют рациональное ее использование.

Транспортное, снабженческое и складское хозяйство и службы обеспечивают своевременную и комплектную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависят ритмичность производственного процесса и экономное использование материальных ресурсов. Все эти цехи и службы прямо не участвуют в создании основной продукции предприятия, но своей деятельностью способствуют нормальной работе основных цехов, основного производства.

Основанием для разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования.

Первое основание – предмет – отвечает на вопрос, что регулируется юридическими нормами. Предмет правового регулирования – это однородные отношения в определенной области жизни, регулируемые юридическими нормами. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, который указывает, на какую группу общественных отношений направленно влияние юридических норм. Конституционное право регулирует, например, отношения, составляющие основы народовластия, административные правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления исполнительной и распределительной деятельности органов государства; трудовое право – трудовые отношения, а предметом аграрного права являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Специфику предмета правового регулирования определяют:

во-первых, содержание регулируемых общественных отношений,

во-вторых, их участники (субъектами).

Для характеристики содержания общественных отношений важное значение имеет учет их возможного деления на «горизонтальные», в которых обе стороны юридически равны (например, имущественные отношения граждан), и «вертикальные» отношения, т.е. отношения власти и подчинения, в которых стороны юридически не равны. Орган или должностное лицо находятся по отношению к управляемому как бы сверху. Участниками (субъекты) регулируемых юридическими нормами общественных отношений могут быть отдельные лица (граждане страны, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны, должностные лица и др.), коллективные образования (органы государства, общественные организации, коллективы), а также государство в целом.

Большое значение для разграничения отраслей права, наряду с предметом, имеет метод правового регулирования, который отвечает на вопрос, как регулируются юридическими нормами общественные отношения.

Метод правового регулирования – это совокупность специфических способов, приёмов и средств юридического воздействия на поведение участников (субъектов) регулируемых общественных отношений.

Особенности метода правового регулирования определяют:

а) характер юридических фактов, являющихся основанием для возникновения соответствующих правоотношений (договор между субъектами, акт применения права);

б) содержание субъективных прав и юридических обязанностей участников регулируемых общественных отношений, например, на субъектов может быть возложена как активная (что делать?), так и пассивная (чего не делать?) обязанность; в) виды санкций, применяемых к правонарушителям (уголовные, административные). Главным же, что подчеркивает специфику метода правового регулирования, является характер взаимных правовых связей между участниками регулируемых общественных отношений. По этому признаку различают авторитарный и автономный методы правового регулирования.

Авторитарный метод (метод властного предписания) предполагает правовое неравенство сторон правоотношений (наделение одной стороны властными полномочиями); обязательность предписаний стороны, наделенной властными полномочиями; наличие правовой связи субординации (власти-подчинения). Такой метод используется, например, при правовом регулировании отношений сотрудника полиции (милиции) и правонарушителя в области административных отношений.

Автономный метод предполагает правовое равенство сторон правоотношений, свободу их волеизъявления, наличие правовой связи координации. Такой метод используется, например, при правовом регулировании отношений покупателя и продавца в отрасли гражданского права.

Если предмет правового регулирования имеет объективный характер, то метод правового регулирования может формироваться как под влиянием средств, возникших объективно в результате воздействия общественных отношений, так и путем выбора законодателем, т.е. субъективно. С помощью метода правового регулирования государство имеет возможность влиять на развитие общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: