Условия компенсации
Эти обострения функциональных нарушений способствуют неустойчивости и ослаблению психических процессов. Поэтому аномальный ребенок нуждается в создании охранительного психологического режима, ограничении учебной нагрузки.
К благоприятным условиям, также способствующим развитию компенсации у аномальных детей, относится:
1. Правильно организованная система обучения и воспитания, предусматривающая наличие дифференцированной сети специальных учреждений; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы.
2. Использование принципа соединения обучения с трудом как основного средства разностороннего гармоничного развития умственных и физических способностей детей;
3. Адекватные психологические отношения в детском коллективе, а также между педагогами и учащимися.
4. Правильная организация режима учебной деятельности и отдыха детей, предупреждающая нервно-психическое перенапряжение;
|
|
5. Чередование разнообразных методов обучения, воспитания, в том числе, направленных на повышение активности, самостоятельности учащихся;
6. Использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей.
Реабилитация (с латинского восстановление пригодности, способности) - целенаправленно осуществляемый процесс восстановления функций организма аномального ребенка в пределах его психофизиологических возможностей.
Различают реабилитацию медицинскую, трудовую, психологическую, педагогическую, социальную. Однако, более эффективна комплексная реабилитация, которая использует разнообразные средства восстановления: физкультура, физиотерапия, трудовой процесс, медикаментозные средства, психологическую коррекцию и т. д. Поэтому различают с одной стороны медицинские средства, ориентированные на устранение или смягчение дефектов развития, а также специальное обучение, воспитание, и наконец профессиональную подготовку и социальное приспособление. Медико-педагогической целью реабилитации является включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду, т.е. его социальная реабилитация.
Абилитацией называется система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии у детей раннего возраста, которые еще не адаптированы к социальной среде. Это относится к отклонениям в развитии, возникающим в раннем детстве за счет внутриутробного или перинатального поражения мозга (по аналогии с алалией- афазией) (Е.М.Мастюкова,1992).