double arrow

Слабослышащие дети


Коррекционное обучение 2 вида

Позднооглохшие дети

Без специального воспитания дети, потерявшие слух в возрасте 4-5 лет, к поступлению в школу оказываются практически без устной речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе развития, не нарушает словарный запас, особенно при уже сформировавшихся навыках письма и чтения.

Коррекция направлена на развитие чтения с губ, исправление произношения (нарушения модуляции голоса, невнятность, ошибки в удалении и окончании слов). Проводится постепенное увеличение словарного запаса, обучение грамматике.

В нем обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети. Основной задачей учреждения является обеспечение всестороннего развития личности на основе формирования вербальной речи, подготовка воспитанников к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода создаются 2 отделения:

1. Для детей с легким недоразвитием речи;

2. Для детей с глубоким недоразвитием речи.

Выделяется три уровня образования:




1. Начальное общее (в 1 отделении – 4-5 лет; во 2-м – 5-6 или 6-7 лет).

2. Основное общее образование (6 лет).

3. Среднее общее образование (2 года). Только для первого отделения.

На первой ступени осуществляется накопление словарного запаса, овладение грамматикой, навыками связной, внятной речи. На второй ступени осуществляется дальнейшее развитие речи, слухового восприятия и навыков произношения. На третьей ступени обеспечивается качественное овладение устной и письменной речью. Зачисляются дети с 7 лет, наполняемость классов 1 отделения – до 10 человек, 2 отделения – до 6 человек.

В отличие от глухих детей они обладают остаточным слухом, который могут эффективно использовать в процессе обучения и для общения с окружающими. При врожденной не диагносцированной тугоухости к концу первого года снижается интенсивность предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок практически не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Несформированность речевой функции к 4-5 годам создает негативные условия для дальнейшего речевого и психологического развития. Возникновение тугоухости после формирования речи не ограничивает ее дальнейшее развитие, несмотря на умеренные недостатки произношения.

Относительная бедность словарного запаса может сочетаться с неправильным усвоением и употреблением понятий; отмечается неточная артикуляция, невыразительная интонация, нарушения грамматического строя. Речевое развитие слабослышащих детей во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его активности, самостоятельности.



Невыраженные степени тугоухости не всегда своевременно замечаются окружающими. Речевые затруднения ребенка могут восприниматься как рассеянность, или как результат некоторых нарушений внимания, а также нарушений интеллекта. В результате такое неправильное отношение к ребенку со стороны окружающих вызывает у него отрицательное поведение (нерешительность, замкнутость, раздражительность и негативизм). Только слабослышащие дети с легкой степенью тугоухости и обладающие развитой речью, могут учиться в массовой школе. Но и для них требуются дополнительные занятия, на которых уточняется произношение слов, оказывается помощь в овладении их звуковым составом.

В ряде случаев слабослышащие дети, неуспевающие в массовой школе, ошибочно направляются в специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи в школу для умственно отсталых школьников. Но и в условиях специальной школы они без специального обучения отстают в учебе, привыкают к своей неполноценности.







Сейчас читают про: