double arrow

ЛЕКЦИЯ 4 МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ


Медицинская реабилитация (МР) – важный аспект многогранного единого процесса реабилитации. Она стоит у истоков реабилитации, которая начинается с применения медицинских мероприятий. От их успешности зависят возможности реализации других аспектов реабилитации. МР не прекращается с началом проведения социальных и/или профессиональных мероприятий, поскольку медицинская поддержка сопутствует применению этих мер, повышает их эффективность и способствует закреплению и поддержанию достигнутого результата. Особенно это относится к хроническим заболеваниям, при которых МР проводится длительно или постоянно.

Роль и значение МР усилились на современном этапе развития реабилитации. Первоначально мероприятия МР включались в процесс лечения больного, они были единичными, разрозненными главным образом использовались физические методы (физиотерапия, ЛФК, протезирование). Реабилитация концептуально и организационно была разделена с лечением. Она начиналась тогда, когда лечение заканчивалось и наступал момент решения проблем социальных, таких как обучение, приобретение профессии, трудоустройство инвалидов, улучшение возможностей передвижения (протезирование, технические средства), материальная помощь и др.

Разделение лечения и реабилитации было возможным, пока в структуре инвалидности преобладали острые заболевания, травмы, анатомические дефекты, при которых лечение было процессом, ограниченным определенным отрезком времени. Способствовало этому и отсутствие единой стройной концепции реабилитации.

Во II половине ХХ века МР прошла сложный и тернистый путь эволюции от медицинской поддержки социальных и бытовых мероприятий до самостоятельного направления медицины наравне с профилактической и лечебным делом. На современном этапе МР получила официальное признание, отражением которого является создание службы МР в лечебно-профилактических учреждениях (отделения МР) и органах здравоохранения, выделение специальности «реабилитолог». Несмотря на это, на пути своего становления и развития МР вызывала и вызывает споры и дискуссии, неоднозначное понимание имеет место практически по всем вопросам концептуальным, терминологическим, методологическим и др.

Первоначально МР рассматривалась как этап, завершающий лечение. Отражением этих взглядов явился термин – долечивание, который рассматривается как синоним МР. В 60-е годы ХХ века в номенклатуре медицинских подразделений фигурировали отделения долечивания (Д.М. Роговой, 1982), зачастую отождествлявшиеся с отделениями для выздоравливающих.

Более адекватным и общепризнанным синонимом МР является термин «восстановительное лечение (Э.А. Вальчук, 1982). В 1988 г. в СССР функционировали 40 больниц восстановительного лечения и 1098 одноименных отделений (С.А. Леонов и Т.А. Алферова, 1990).




Восстановительное лечение базировалось на идеях физической медицины и предусматривало широкое использование физических методов. В период, когда Всесоюзный институт физиотерапии был головным учреждением в СССР по проблеме реабилитации, значимость физических методов, особенно аппаратной физиотерапии была необоснованно гипертрофированна вплоть до попытки выделить ее из МР в самостоятельный вид реабилитации, тогда как социальные цели МР не рассматривались. Ни в коей мере не оспаривая роль физических методов в восстановительном лечении, следует отметить, что комплекс восстановительных мероприятий несравненно шире только физических методов.

Существует также взгляд на МР как на «тотальное лечение», так как в процессе МР используется широкий спектр различных методов. Это положение отражает принцип «комплексности» МР. Однако, главной особенностью МР является «новый подход к больному человеку», суть которого состоит в рассмотрении болезни человека и ее последствий во взаимодействии с социальной средой (М.М. Кабанов, 1980г.). Болезнь не только нарушает отдельные функции организма, но и изменяет в сторону ущемления положение больного и особенно инвалида в семье и обществе. В силу социальной природы человека большое значение приобретает его личность и ее связи с социальной средой, поскольку личность «есть система отношений человека с окружающей средой». Стержнем всех реабилитационных воздействий является «апелляция к личности» (М.М. Кабанов, 1980г.), а задачей не только восстановление физиологических, но и социальных функций и психологического статуса. Эта цель пронизывает весь процесс Р на разных его этапах. В периоде МР – это соучастие в ней, выработка мотивации на реабилитацию и активную жизнедеятельность, вера в успех, понимание необходимости длительных усилий для его достижения, в последующем – это изменение отношения больного к себе, совей болезни и положению в обществе, приспособление новым реалиям в рамках болезни. В решении этой задачи МР опирается на личность больного и ее потенциальные возможности.



Медицинская реабилитация охватывает процесс восстановления функций, приводящих к нарушениям, ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности. Следовательно, речь идет о процессе, который должен начинаться еще в начале болезни, поскольку к этому моменту уже предусматривается излечение больного, ликвидация ограничений жизнедеятельности, вызванных болезнью, травмой или дефектом. При этом предусматривается все более выраженное активное вовлечение больного в процесс реабилитации. То есть, медицинская реабилитация – цепь усилий не только врачей и медицинского персонала, но и многих других заинтересованных лиц, таких, как педагоги, психологи, профконсультанты, юристы и др. и, особенно, самого больного, активное участие которого становится принципом лечения.

В то же время в современной медицине сроки начала реабилитации оцениваются далеко не однозначно. Ведь соблюдение одного из основных принципов реабилитации «раннее начало» не должно подменять собой лечение больного. Ведь как указывает Э.А.Вальчук (1995г.) «не всякое лечение в остром периоде, приводящее к восстановлению функций, может быть отнесено к реабилитации, так как в противном случае придется вообще отказаться от термина «лечение». Поэтому медицинская реабилитация, безусловно, должна начинаться как можно раньше, а основой ее проведения должны быть те нарушения жизнедеятельности, которые уже возникли у больного и которые привели или могут привести к социальной недостаточности различной степени выраженности.

Как уже указывалось при проведении медицинской реабилитации активно используются методы физиотерапии, трудотерапии, спортивной терапии, психотерапии. Медицинская реабилитация как процесс и как цель плавно переходит в социальную и профессиональную, проявляясь как один из аспектов единого реабилитационного процесса. Ведь хронически больной страдает не только от первичного повреждения, но также и от торможения его физической и психической функциональной способности и сниженной социальной компетенции, например вследствие изоляции, бездеятельности и профессиональной неспособности.

Применение форм активизирующей терапии должно быть существенным компонентом общего медицинского лечения во всех областях. Центры реабилитации, клиники, отделения или другие учреждения несут первичную ответственность за физическую тренировку, за подготовку к трудовой деятельности и ориентацию на нее, за создание возможностей приспособится к обществу. В этих учреждениях необходимо сосредотачивать специальную реабилитационную деятельность на основе технических вспомогательных средств и специальных знаний. Особое значение имеет активирующая терапия в больницах общего профиля, где необходимо заблаговременно решать вопрос о том, можно ли в данной больнице провести те или иные реабилитационные мероприятия. Родственники и друзья реабилитанта часто склонны ожидать слишком большой помощи от врачей. Но для достижения максимального успеха необходимо, чтобы родственники получили хорошую консультацию лечащего врача-специалиста, обучились тем азам реабилитации, которые они должны осуществлять на практике дома с больным. С другой стороны нужно активно обучать больного: чем он должен помогать себе сам, обучать его тем минимальным объемам социально-бытовой реабилитации, которая ему будет жизненно необходима после того, как он покинет стены реабилитационного учреждения. То есть в каждом реабилитационном учреждении должна активно работать так называемая «школа родственников» и «школа больного».

Прослеживая этапность в проведении медицинской реабилитации стационарный этап – амбулаторный этап – домашний этап следует отметить, что в системе медицинской реабилитации должен осуществляться и еще один этап – санаторный. Еще в 1973г. в городе Стара Загора (Болгария) группа экспертов по реабилитации предложила использовать курорты и санатории для осуществления медицинской реабилитации. Эксперты всесторонне обосновали необходимость включения курортов и санаториев в систему медицинской реабилитации. В Республике Беларусь развитие данного этапа реабилитации получило только в последние годы и в настоящее время ведется активная работа по его максимальному использованию в единой системе медицинской реабилитации.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: