Механизм функционирования реабилитационной службы

Реабилитационная служба региона может эффективно функционировать при реализации ее руководителями следующих моментов:

- ведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства;

- научно-методическое обеспечение реабилитационной деятельности;

- кадровое обеспечение реабилитационной службы;

- диагностика и отбор объектов реабилитации;

- согласованные действия субъектов реабилитационного процесса на уровне учреждения.

Перечисленные выше механизмы должны быть проработаны детально как на уровне региона, так и на уровне; города (района) и всех учреждений общеобразовательного, специализированного и профильного типа.

Ведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства исходит из анализа возможных путей и реабилитационных маршрутов детей и подростков, имеющих различные отклонения; функциональной специфики ведомств, а также сложившейся в регионе реабилитационной инфраструктуры.

Функциональные различия в ведомственных подходах определяют приоритетные направления реабилитационной работы (социальная, медицинская, психолого-педагогическая реабилитация) и соответствующие типы учреждений.

Управление (отдел) социальной помощи через телефон доверия, социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может осуществлять:

- диагностику социальной дезадаптации (причины, уровни, формы);

- первичную диагностику нервно-психического и соматического состояния несовершеннолетних;

- первую психологическую и медицинскую помощь в кризисных ситуациях;

- экстренную помощь в экстремальных ситуациях;

- индивидуальные реабилитационные программы профессионально-трудовой, социокультурной, учебно-познавательной и физкультурно-оздоровительной направленности;

- обеспечение нормальной жизнедеятельности;

- помощь в дальнейшем жизненном устройстве (определение в интернатное учреждение, подготовка к усыновлению, трудоустройство и т.д.).

Управление (отдел) здравоохранения через территориальные диагностические и лечебные учреждения, специализированные центры, образовательные и интернатные учреждения координирует работу по медико-педагогической и медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, которая включает:

- диагностику отклонений в состоянии здоровья;

- лечебно-оздоровительную работу в учреждениях;

- создание индивидуальных программ лечения и медицинской реабилитации;

- наблюдение за состоянием здоровья и организацию противорецидивного лечения;

- медико-гигиеническую оптимизацию условий обучения;

- формирование здорового образа жизни (неспецифическая профилактика болезней);

- помощь в воспитании здорового ребенка, формировании, сохранении и укреплении здоровья детей и подростков;

- медико-гигиеническое обучение и воспитание учеников, педагогов и родителей.

Управление (отдел) образовани я учитывает возможности партнеров по реабилитационному взаимодействию и выделяет в качестве приоритетной психолого-педагогическую реабилитацию, которая сочетается с медицинской и социальной. Реабилитант (клиент) в системе образования может получить помощь в самом учреждении, может быть направлен для уточнения психолого-педагогического или медицинского диагноза в МПК или в психологический центр (в зависимости от доминанты жалоб) районного (городского) или областного уровня.

Общеобразовательные учреждения осуществляют первичную диагностику, выявление детей группы риска; создают воспитательно-образовательные подразделения со щадящим режимом и развивающими программами; оказывают помощь в трудных ситуациях; наблюдают за успехами детей для модификации форм, средств, методов реабилитации для гармонизации личностного и психического развития ребенка.

Профилизированные и специализированные учреждения осуществляют те же виды деятельности, но они определяются формой аномалии, характером заболевания, типом патологии детского контингента.

Профильные реабилитационные центры создают необходимые условия (материально-бытовые, кадровые, социально-психологические) для детей и подростков с конкретным типом отклонений (педагогическая запущенность, социальная запущенность, девиантное поведение, нервно-психические расстройства и др.) и реализуют конкретные программы реабилитации.

В зависимости от выявленного диагноза ребенок может реабилитироваться в том же учебном заведении, но в специфических условиях, в специализированном учреждении (при обнаружении аномалий развития) либо профильных реабилитационных центрах (по типу ведущего симптомокомплекса). При этом характер помощи углубляется и наращивается.

Внутри реабилитационной службы системы образования должен быть четко отработан функционал различных ступеней, выполнение которого каждым участником будет приводить в движение всю систему.

На самостоятельное изучение к см/з Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.-М. [240-241]

Примерные функции различных ступеней реабилитационной службы системы образования

1. Областной реабилитационный центр.

Учебные функции:

- переподготовка и повышение квалификации практических психологов, руководителей центров реабилитации;

- участие в повышении психолого-педагогической квалификации руководителей и педагогов учреждений образования;

- обучение и консультирование педагогов разных категорий по профилю своей специализации;

- обучение и консультирование родителей по профилю специализации.

Научно-исследовательские функции:

- организация и проведение комплексных научных исследований по профилю центра (ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей), выявлению потребностей в реабилитационной службе;

- разработка на основе исследований модели реабилитационной службы в учреждениях различного типа, коррекционно-развивающих программ;

- оказание помощи отделам образования в прогнозировании учебно-воспитательной ситуации (на договорной основе);

- разработка учебных планов, программ, методических пособий для переподготовки и повышения квалификации и практической работы психологов.

Внедренческие функции:

- изучение, обобщение и распространение опыта работы практических психологов области;

- апробация экспериментальных вариантов моделей реабилитационной службы технологии психолого-педагогичсской помощи педагогам, детям и.родителям;

- оказание научно-методической помощи городским, районным центрам в организации их деятельности:

- внедрение концептуальных и методических разработок по основному профилю работы через оказание практической помощи клиентам на базе центра.

Организационно-методическая функция:

- координация работы районных (городских) центров области;

- создание банка данных о кадрах психологов области;

- формирование банка научно обоснованных психодиагностических методик'

- осуществление научно-методического обеспечения аттестации кадров психологической службы;

- лицензирование центров на право получения специализации, проведение специализированных курсов;

- участие в экспертировании инноваций в системе психологической службы.

2. Районный (городской) центры реабилитационной службы.

Основные функции:

- анализ социокультурной образовательной ситуации в территории, определение масштаба потребностей в реабилитационной службе, ее направлениях;

- профилизация учреждений по реабилитации детей и подростков;

- подбор и расстановка кадров-реабилитаторов, их аттестация;

- взаимодействие со смежными ведомствами в решении проблем организации реабилитационной работы;

- координация работы реабилитационных команд всех учреждений города (района);

- методическая работа с сотрудниками реабилитационной службы;

- контроль за функционированием единого реабилитационного пространства и его отдельных учреждений, создание единого реабилитационного пространства;

- специализированные формы реабилитационной помощи учреждениям народного образования района (города);

- диагностика и отбор объектов реабилитации в детских контингентах района (города);

- комплектование реабилитационных учреждений.

Ведомственное и функциональное взаимодействие касается осуществления всех механизмов функционирования: научно-методического, финансового, кадрового обеспечения, диагностики и отбора объектов реабилитации, определения эффективности реабилитационной деятельности в системе образования.

1.4.5. Протокол согласованных действий участников
реабилитационного процесса

Нормальное функционирование реабилитационной службы на уровне конкретного учреждения должно обеспечивать взаимодействие ее участников.

Его можно осуществлять в слудеющих четырех направлениях:

1) междисциплинарное просвещение;

2) протокол согласованных действий специалистов в условиях открытого и закрытого взаимодействия, то есть совместная деятельность специалистов в рамках консилиума;

3) обмен профессиональной информацией об объектах реабилитации;

4) функциональное взаимодействие на внепротокольном уровне.

Примерная модель комплексной психолого-педагогической
реабилитации социально и педагогически запущенных
детей и подростков стр 248



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: