Реабилитационная служба региона может эффективно функционировать при реализации ее руководителями следующих моментов:
- ведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства;
- научно-методическое обеспечение реабилитационной деятельности;
- кадровое обеспечение реабилитационной службы;
- диагностика и отбор объектов реабилитации;
- согласованные действия субъектов реабилитационного процесса на уровне учреждения.
Перечисленные выше механизмы должны быть проработаны детально как на уровне региона, так и на уровне; города (района) и всех учреждений общеобразовательного, специализированного и профильного типа.
Ведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства исходит из анализа возможных путей и реабилитационных маршрутов детей и подростков, имеющих различные отклонения; функциональной специфики ведомств, а также сложившейся в регионе реабилитационной инфраструктуры.
Функциональные различия в ведомственных подходах определяют приоритетные направления реабилитационной работы (социальная, медицинская, психолого-педагогическая реабилитация) и соответствующие типы учреждений.
|
|
Управление (отдел) социальной помощи через телефон доверия, социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может осуществлять:
- диагностику социальной дезадаптации (причины, уровни, формы);
- первичную диагностику нервно-психического и соматического состояния несовершеннолетних;
- первую психологическую и медицинскую помощь в кризисных ситуациях;
- экстренную помощь в экстремальных ситуациях;
- индивидуальные реабилитационные программы профессионально-трудовой, социокультурной, учебно-познавательной и физкультурно-оздоровительной направленности;
- обеспечение нормальной жизнедеятельности;
- помощь в дальнейшем жизненном устройстве (определение в интернатное учреждение, подготовка к усыновлению, трудоустройство и т.д.).
Управление (отдел) здравоохранения через территориальные диагностические и лечебные учреждения, специализированные центры, образовательные и интернатные учреждения координирует работу по медико-педагогической и медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, которая включает:
- диагностику отклонений в состоянии здоровья;
- лечебно-оздоровительную работу в учреждениях;
- создание индивидуальных программ лечения и медицинской реабилитации;
- наблюдение за состоянием здоровья и организацию противорецидивного лечения;
|
|
- медико-гигиеническую оптимизацию условий обучения;
- формирование здорового образа жизни (неспецифическая профилактика болезней);
- помощь в воспитании здорового ребенка, формировании, сохранении и укреплении здоровья детей и подростков;
- медико-гигиеническое обучение и воспитание учеников, педагогов и родителей.
Управление (отдел) образовани я учитывает возможности партнеров по реабилитационному взаимодействию и выделяет в качестве приоритетной психолого-педагогическую реабилитацию, которая сочетается с медицинской и социальной. Реабилитант (клиент) в системе образования может получить помощь в самом учреждении, может быть направлен для уточнения психолого-педагогического или медицинского диагноза в МПК или в психологический центр (в зависимости от доминанты жалоб) районного (городского) или областного уровня.
Общеобразовательные учреждения осуществляют первичную диагностику, выявление детей группы риска; создают воспитательно-образовательные подразделения со щадящим режимом и развивающими программами; оказывают помощь в трудных ситуациях; наблюдают за успехами детей для модификации форм, средств, методов реабилитации для гармонизации личностного и психического развития ребенка.
Профилизированные и специализированные учреждения осуществляют те же виды деятельности, но они определяются формой аномалии, характером заболевания, типом патологии детского контингента.
Профильные реабилитационные центры создают необходимые условия (материально-бытовые, кадровые, социально-психологические) для детей и подростков с конкретным типом отклонений (педагогическая запущенность, социальная запущенность, девиантное поведение, нервно-психические расстройства и др.) и реализуют конкретные программы реабилитации.
В зависимости от выявленного диагноза ребенок может реабилитироваться в том же учебном заведении, но в специфических условиях, в специализированном учреждении (при обнаружении аномалий развития) либо профильных реабилитационных центрах (по типу ведущего симптомокомплекса). При этом характер помощи углубляется и наращивается.
Внутри реабилитационной службы системы образования должен быть четко отработан функционал различных ступеней, выполнение которого каждым участником будет приводить в движение всю систему.
На самостоятельное изучение к см/з Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.-М. [240-241]
Примерные функции различных ступеней реабилитационной службы системы образования
1. Областной реабилитационный центр.
Учебные функции:
- переподготовка и повышение квалификации практических психологов, руководителей центров реабилитации;
- участие в повышении психолого-педагогической квалификации руководителей и педагогов учреждений образования;
- обучение и консультирование педагогов разных категорий по профилю своей специализации;
- обучение и консультирование родителей по профилю специализации.
Научно-исследовательские функции:
- организация и проведение комплексных научных исследований по профилю центра (ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей), выявлению потребностей в реабилитационной службе;
- разработка на основе исследований модели реабилитационной службы в учреждениях различного типа, коррекционно-развивающих программ;
- оказание помощи отделам образования в прогнозировании учебно-воспитательной ситуации (на договорной основе);
- разработка учебных планов, программ, методических пособий для переподготовки и повышения квалификации и практической работы психологов.
Внедренческие функции:
- изучение, обобщение и распространение опыта работы практических психологов области;
|
|
- апробация экспериментальных вариантов моделей реабилитационной службы технологии психолого-педагогичсской помощи педагогам, детям и.родителям;
- оказание научно-методической помощи городским, районным центрам в организации их деятельности:
- внедрение концептуальных и методических разработок по основному профилю работы через оказание практической помощи клиентам на базе центра.
Организационно-методическая функция:
- координация работы районных (городских) центров области;
- создание банка данных о кадрах психологов области;
- формирование банка научно обоснованных психодиагностических методик'
- осуществление научно-методического обеспечения аттестации кадров психологической службы;
- лицензирование центров на право получения специализации, проведение специализированных курсов;
- участие в экспертировании инноваций в системе психологической службы.
2. Районный (городской) центры реабилитационной службы.
Основные функции:
- анализ социокультурной образовательной ситуации в территории, определение масштаба потребностей в реабилитационной службе, ее направлениях;
- профилизация учреждений по реабилитации детей и подростков;
- подбор и расстановка кадров-реабилитаторов, их аттестация;
- взаимодействие со смежными ведомствами в решении проблем организации реабилитационной работы;
- координация работы реабилитационных команд всех учреждений города (района);
- методическая работа с сотрудниками реабилитационной службы;
- контроль за функционированием единого реабилитационного пространства и его отдельных учреждений, создание единого реабилитационного пространства;
- специализированные формы реабилитационной помощи учреждениям народного образования района (города);
- диагностика и отбор объектов реабилитации в детских контингентах района (города);
- комплектование реабилитационных учреждений.
Ведомственное и функциональное взаимодействие касается осуществления всех механизмов функционирования: научно-методического, финансового, кадрового обеспечения, диагностики и отбора объектов реабилитации, определения эффективности реабилитационной деятельности в системе образования.
|
|
1.4.5. Протокол согласованных действий участников
реабилитационного процесса
Нормальное функционирование реабилитационной службы на уровне конкретного учреждения должно обеспечивать взаимодействие ее участников.
Его можно осуществлять в слудеющих четырех направлениях:
1) междисциплинарное просвещение;
2) протокол согласованных действий специалистов в условиях открытого и закрытого взаимодействия, то есть совместная деятельность специалистов в рамках консилиума;
3) обмен профессиональной информацией об объектах реабилитации;
4) функциональное взаимодействие на внепротокольном уровне.
Примерная модель комплексной психолого-педагогической
реабилитации социально и педагогически запущенных
детей и подростков стр 248