Литература
Адаптация и дезадаптация
Адаптация (от латинского - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и психологических систем к условиям среды. Сенсорная адаптация - приспособление органов чувств к действующим на них раздражителей. Она достигается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализатора. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха.
Социальная адаптация- это процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; или приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. При этом важно принятие индивидом социальной роли. Эффективность определяется адекватностью восприятия индивидом себя и своих социальных связей, отношений. Неправильное представление о себе ведет к нарушениям адаптации- дезадаптации, которая в частности проявляется аутизмом или школьной дезадаптацией.
|
|
У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.
Поэтому социальная адаптация и предназначена для обеспечения адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Семейное воспитание - активный фактор реабилитации, приобщения аномального ребенка к активной общественно полезной деятельности.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте взаимосвязь между воспитанием, созреванием и развитием.
2. В чем особенности воспитания детей с отклонениями в развитии?
3. Как осуществляется процесс дифференциации и индивидуализации их воспитания и обучения?
4. Что такое компенсация и его роль в коррекционном обучении?
5. Дайте характеристику реабилитации и абилитации.
6. Какие формы и механизмы адаптации вы знаете?
7. В чем заключается дезадаптация?
8. Раскройте сущность понятий: «социальная адаптация» и «коррекция отклонений развития».
1. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999
2. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П.Пузанова.- М.,1996
3. Дефектологический словарь. – М., 1995.
4. Корекционная работа в специальных школьных и дошкольных учреждениях.- Л.,1985.
5. Лапшин В.А. Б.П. Пузанов. Основы дефектологии. – М., 1991.
6. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых.- М., 1998.
7. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.1-8.
8. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н. Новгород, 2000
коррекционный нарушение психический развитие
РАЗДЕЛ 2. ЧАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПО ТИПАМ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ
ГЛАВА 2.1 ПСИХОСЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ
“Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш” (В.П. Кащенко)