Патохарактерологическое развитие глухих детей

Особенности личности

В условиях сенсорной и социальной депривации развиваются вторичные отклонения в формировании личности. Они проявляются, в частности, такими негативными чертами характера как вспыльчивость, агрессивность, недоверчивость, эгоизм и др.

При глухоте возникающей в раннем детстве формируется задержка психического развития. Для глухих характерны психомоторная расторможенность, оживленная жестикуляция, черты психического инфантилизма.

Переживание глухим своего дефекта способствует развитию замкнутости, что усиливает социальную депривацию. В свою очередь, это обуславливает социальную незрелость личности, эмоционально-волевой инфантилизм, повышенную внушаемость, склонность к подражанию, недостаточный контроль над эмоциями, повышенную сензитивность и стеснительность.

Нередко отмечаются явления подозрительности, что может способствовать паранояльному развитию личности. Считается, что подозрительность является результатом постоянной настороженности как психологический механизм компенсации при глухоте. Отмечается также недостаточная зрелость самооценки, мировоззрения, осознанности поведения.

Выделяют три группы патохарактерологического развития глухих детей (В.Ф. Матфеев, 1987).

А - личности с повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью (40%). Отмечается двигательное беспокойство, раздражительность, повышенная отвлекаемость, упрямство, аффективность, склонность к конфликтам, эгоцентричность.

Отмечается также эмоционально-волевая незрелость, неустойчивостъ интересов, повышенная внушаемость. Низкая успеваемость, речь развивается медленно. Дезадаптация сопровождается конфликтами с окружающими.

Б - патологическое формирование личности по тормозному типу (15%). Отмечается сочетание астено-невротической симптоматики (повышенная утомляемость, вялость, общая слабость, пассивность) со склонностью к фобическим реакциям (страхам), робостью, плаксивостью, повышенной обидчивостью. Часто наблюдается пониженное настроение, идеи неполноценности, боязнь речи, страх непонимания обращенной речи окружающих. Происходит аутизация (психическая изоляция личности), ипохондрическая (болезненная) фиксация внимания на соматических ощущениях, повышенная тревожность, мнительность.

Формируются защитно-приспособительные изменения личности (повышенная аккуратность, исполнительность, педантизм). Они быстрее адаптируются к учебной деятельности, меньше задержка интеллектуального развития.

В-патологическое развитие личности по смешанному типу (35%). Одновременно с астено-невротическими проявлениями (раздражительная слабость) обнаруживаются черты возбудимого характера (конфликтность, аффективность), истероидные компоненты (демонстративность поведения, эгоцентризм). Это сочетается с такими чертами как склонность к фобическим реакциям, тревожность, неуверенность в себе.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику психологического развития при нарушения слуха.

2. Каковы особенности процесса восприятия?

3. Проанализируйте своеобразие познавательных процессов.

4. В чем заключаются особенности личности?

5. Проанализируте типа патохарактерологического развития глухих детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: