Коррекционное учреждение 3-4 видов
Классификация нарушений зрения
1. Клиническая (по уровню поражения).
1.1 Нарушение преломляющей способности глаза (рефракции).
1.2 Ретинопатия (поражение сетчатки глаза).
1.3 Атрофия зрительного нерва.
2. Психолого-педагогическая.
2.1 Слепые дети.
А – слепорожденные.
Б – ослепшие.
2.2 Слабовидящие.
В коррекционное учреждение 3 вида принимаются слепые дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже); с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний патологии зрения, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение 4 вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, а также дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амбилиопией (отсутствие зрения на один глаз), имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения.
|
|
Задачами данных учреждений является обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии, формирование компенсаторных навыков (за счет сохранных анализаторов), обеспечение социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное обучение слепых и слабовидящих детей.
В учреждении 3 вида принимаются дети 6-7 лет, 4 вида – 7 лет. Наполняемость класса – учреждения 3 вида – до 8 человек, 4 вида – до 12 человек.
При этом выделяют три ступени обучения:
1. Начальное общее образование (3 – 4-5 лет; 4 – 4года).
2. Основное общее образование (3 – 5-6 лет; 4 – 6 лет).
3. Среднее общее образование (3-4 – 2года).
На первой ступени образования выявляются индивидуальные возможности детей, вырабатываются приемы самоконтроля и самопроверки, социально- бытовой ориентировки, восполняются недостатки школьных знаний об окружающем мире. На второй ступени, одновременно с общеобразовательной подготовкой, обеспечивается обучение ориентировке, общению, проводится социальная реабилитация, адаптация и интеграция в среде зрячих. Третья ступень обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки, сознательное и активное включение воспитанников в жизнь общества.
Особенностью обучения является использование оптических средств коррекции зрения с учетом структуры зрительного дефекта, степени нарушения зрения. Обучение базируется на использование осязательного и зрительно-осязательного восприятия, системы Брайля. Применяются специальные тифлоприборы, нестандартный дидактический материал. С целью компенсации проводят коррекционные занятия по развитию осязательного и зрительного восприятия речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике.
|
|
Слепые дети характеризуются или полным отсутствием зрительных ощущений или наличием светоощущения или остаточного зрения (не более 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). При этом слепота рассматривается как двухсторонняя неизлечимая потеря зрения.
Выделяют две степени потери зрения:
1. Абсолютная слепота (полностью отсутствуют зрительные ощущения).
2. Практическая слепота (сохраняются светоощущение или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, цвета предметов непосредственно перед глазами).
Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Причем зависимости от времени наступления слепоты выделяют: слепорожденных и ослепших (лишившихся зрения после рождения).
1. Слепорожденные дети
1) Отсутствие возможности визуально воспринимать объекты, ориентироваться в пространстве, обедняет их чувственный опыт, нарушает формирование сенсорных и интеллектуальных функций. Это в целом, замедляет развитие образного мышления.
2) Ориентировочная реакция на звук является основным фактором их ориентировки в окружающем мире.
3) Затрудняется формирование двигательных навыков. Закрепление негативных эмоций, связанных с неудачами в обучении ходьбе, вызывают ограничения двигательных функций.
4) На фоне нормального развития ВПФ (внимания, логического мышления, речи, памяти) отмечается нарушение накопления конкретных представлений, понятий, в отличие от отвлеченных аналогов.
5) Имеются эмоционально-волевые расстройства в виде неуверенности, повышенной тревожности, пассивности, склонности к самоизоляции а, в ряде случаев возникает повышенная возбудимость и агрессивность.
2. Ослепшие дети (семинар)
Чем позже ребенок потерял зрение и чем больший обьем прежних зрительных представлений в его памяти, тем легче воссоздается образ предмета или явления па основе словесных описаний и лучше достигается психологическая компенсация.