double arrow

Сенсорная компенсация и пространственная ориентация


Депривационные синдромы при потере зрения и слуха

1) Социальная депривация. У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность, к частности, предметную. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию процессов выделения свойств предметов (Т.В. Розанов, 1978).

Это, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями. Затрудняется включение восприятия в более широкий круг деятельности.

В то же время введение слов без опоры на сенсорный опыт у слепых детей, ведет или к чрезмерному расширению значения слова, или наоборот, сужающего уровень обобщения.

2) Психологическая депривация. Так, у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы, в частности, связано с невозможностью восприятия таких выразительных средств как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь задерживает развитие основных форм общения.

У глухих детей в связи с отсутствием восприятия речи взрослого, ее эмоциональной интонации, отмечается недоразвитие эмоционального общения уже с первого года жизни. У них часто отсутствует комплекс оживления, позднее происходит различие близких и чужих людей. В более старшем возрасте проявляется дефект эмоциональной ориентировки, связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи. Отмечается также замедление темпа развития мышления - процессов обобщения и отвлечения.




3) Сенсорная депривация. Вызывает, недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации. Что в свою очередь замедляет не только процессы восприятия, но и ее анализа, а также процессы внимания, памяти и т.д.

Одновременно с вторичными отрицательными симптомами возникают и симптомы компенсаторные, развивающиеся в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. Происходит функциональная перестройка с мобилизацией резервных возможностей ЦHC и высокой пластичности в формировании ВПФ. Так, у глухих при отсутствии словесной речи формируется жестовая речь. У слепых развивается "шестое чувство" - способность определять наличие приближающиеся предметы даже при полном отсутствии зрения. Известна и повышенная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму предмета. Также обостряется слух, позволяющий ориентироваться в пространстве.

5. Изменения личности

Причинами патологического формирования личности по дефицитарному типу считается реакция личности на хроническую психотравмируюшую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности в какой-то деятельности. Отмечается ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной депривации. Психологическая структура данного типа личности включает в себя пониженный фон настроения, (депрессивность); астенические черты (общая слабость), нередко с явлениями ипохондричности; тенденция к аутизации как следствие обьективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом.



Также наблюдается гиперкомпенсаторный уход во внутренний мир (интровертированность), нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истероидных свойств личности нередко усиливается неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки (Г.Е. Сухарева, 1959), инфантилизирующей его личность, еще более тормозящую формирование социальной адаптации. Однако, эти эмоциональные и личностные расстройства особенно часто в неадекватных условиях обучения и воспитания, а также при наличии врожденных особенностей личности (психопатии); цереброорганических поражениях, предрасполагающих к данным отклонениям.

6. Реабилитация и психокоррекция

1. Среди коррекционных мероприятий используют стимуляцию развития остаточных механизмов слуха и зрения.

2. Применяется также опора на сохранные функции, другие системы, не пораженные при данной аномалии. Так, при поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный, тактильный анализаторы. Зрительный анализатор применяют и для чтения с губ. Для выработки представлений у слепых компенсация идет по пути сочетания слухового восприятия с тактильным осязанием, вибрационной, температурной чувствительностью.



3. Используется воздействие на аномалию по принципу "cвepxy - вниз". В частности, применяется метод интеллектуализации и вербализации сенсорного опыта применяется при нарушениях зрения. Процесс речевого общения со взрослыми позволяет слепому ребенку быстрее овладеть предметной деятельностью.

4. Используется опора на сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. Это способствует образованию предметных действий, формированию представлений об окружающем, развитию мышления.

Вопросы и задания

1. Что такое сенсорный дизонтогенез?

2. Рассмотрите ведущие механизмы сенсорных нарушений.

3. Дайте характеристику основным депривационным синдромам.

4. Какие особенности пространственной ориентации вы знаете?

5. В чем заключаются личностные нарушения.

6. Проанализируйте общие особенности психокоррекции при сенсорных нарушениях.







Сейчас читают про: