Понятие «сенсорноего воспитание»,. подходы к его изучению

0.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развитие в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [2;4;].

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание и для успешного обучения ребенка в детском саду, и для многих видов труда.

Прежде чем мыслить ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания ие в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой [2;4;].

Сенсорноеиеияоеияds) явился на свет. И эцеленаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Содержание сенсорного воспитания –это круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием как особенностей окружающего мира, так и видов систем и методов сенсорного воспитания.

Зарубежная и отечественная система сенсорного воспитания. В истории педагогике сложились разные системы сенсорного воспитания (Монтессори, М., Фребель Ф). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строятся содержание сенсорного воспитания, его методика. Так, автор всемирно известной системы сенсорного воспитания Мария Монтессори [10;142].

Мария Монтессори (1870-1952) -итальянский врач, педагог, создавшая свою оригинальную систему воспитания и обучения детей дошкольного и младшего дошкольного возраста [15;198].

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

МонтесcориМонтессори отмечала: «Обучение в этот период должно пониматься как помощь в развитии врожденных психических способностей личности». Поэтому основной обучения в дошкольном и младшем дошкольного возраста она считала сенсорное воспитание. Суть метода Монтессори - это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно пространственной среде [15;202].

Однако нельзя сказать, что Монтессори вовсе игнорировала реальную действительность как фактор сенсорного воспитания; в ее педагогике выдвинуто требование ассоциации сенсорных данных с действительными предметами, овладение номенклатурой, развитие восприятия. В свою дидактическую систему Монтессори ввела и некоторые игры (типа дидактических), которые способствовали усвоению детьми цветов и оттенков, в отдельных случаях, считала она, можно использовать в дидактических целях и игрушки.

Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов чувств. Заключая свои описания, анализ и доказательства предложенного метода, Монтессори писала: “Воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением”. Умственное воспитание Монтессори фактически сводила к развитию органов чувств. Развитие у детей особой восприимчивости отдельных органов чувств и координации движении диктовалось необходимостью обеспечения капиталистических промышленных предприятий квалифицированными рабочими.

Советскими

исследователями сенсорного развития детей положительно оценена постановка вопроса и существо дидактического материала Монтессори, но вместе с тем они отмечают, что развитие каждого органа чувств в отдельности на абстрактном, оторванном от жизни материале крайне искусственно и совершенно неправомерно, так как ребенок в действительности всесторонне воспринимает предметы окружающего его мира [15;8-9].

Фридрих Фребель (1782-1852) тесно связанзана с созданной им системой воспитания маленьких детей, а также с термином «детский сад», прочно вошедшим в педагогику как название учреждения общественного дошкольного воспитания [16;48;].

Ф. Фребель фактически первым оценил важнейшее значение игры в жизни ребенка и в его развитии. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет как деятельность и творец. Поэтому в основу педагогической системы были положены игры, которые нужно сделать увлекательными, яркими и осмысленными. Изменения и разработки Ф. Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики.

Материалом для детских игр стали простые, обыденные предметы: мячик, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и прочие. прочие.

Ф. Фребель исходил из того, что свобода детского творчества во многом обуславливается игрушкой: чем игрушка определённые и сложнее, тем меньше она дает просто для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки стесняют свободу творчества предопределяя игру, и как бы приковывают ребенка к известным стереотипным действиям.

Ф. Фребель фактически первым оценил важнейшее значение игры в жизни ребенка и в его развитии. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет как деятельность и творец.

Много внимания уделяет ученый вопросам игры, подчеркивая ее особую роль в детском возрасте, хотя она сопровождает человека на протяжении всей жизни. Фребель показывает многогранность этого направления. Играя, ребенок развивается, но одновременно игра есть высшая ступень детского развития. она выступает как средство воспитания и как форма воспитания. Стремление играть у ребенка тесно связано с инстинктом деятельности, занятия. Свободная самостоятельная деятельность с предметами вызывает игру. Поэтому так важно, чтобы первые предметы – игрушки – способствовали этому. Предлагая свои дары, Фребель оценивает их и с этой точки зрения: не всякая игрушка содержит в себе способность изображать большое множество самых разных предметов, которая дает возможность фантазировать [16;56].

Жан Овид Декроли (1871- 1932) бельгийский педагог, врач, психолог.

Теория и практика сенсорного воспитания в работах О. Декроли основана на идее тренировки органов чувств. Он противопоставляет требование воспитания «сознательного отношения к впечатлениям», изоляции свойств и их объединение в целостных образах, «абстрактному» дидактическому материалу «жизненный» материал, который должен, по мысли автора, привлекать интерес и внимание ребенка. Идее тренировки органов чувств противопоставил возможность воспитания у детей «правильного отношения к впечатлениям от окружающей жизни». Он создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. детей.

Декроли – автор широко известной серии дидактических игр, куда входят и сенсорные игры: зрительного – моторные и слуха – моторные.

В играх Ж.О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы. По его мнению, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений. Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Он считал, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка. Эта идея раскрыта в его сочинении «Возбуждение умственной и двигательной энергии посредством воспитательных игр».

Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления. Он писал: “Игра — это радость. Когда маленький ребенок играет, ему весело. В дальнейшем игра уступает место другим видам деятельности”.

Как и другие представители “нового воспитания”, Декроли считал, что ребенок, обучаясь, должен сам делать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или учебником. Но в отличие от других представителей этого направления Декроли считал, что педагог должен быть все время с детьми, активно помогать им во всех затруднениях, жить их интересами, улавливать их запросы [15;8].

В отечественной психологии ведущее место в развитии теории детского воспитания занимает А. В. Запорожец (1905-1981).

Александр Владимирович Запорожец вВнёс существенный вклад в общую, экспериментальную, медицинскую, педагогическую, возрастную и детскую психологию. Основным делом его жизни было выявление закономерностей психического развития детей раннего и дошкольного детства [8;6].

Развитие деятельности ребенка происходит под руководством взрослых, под влиянием организованного и стихийного воспитания и обучения, в ходе которого ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Ему передаются систематизированные образцы различных свойств и отношений предметов, которые А.В.Запорожец предложил назвать сенсорными эталонами. В качестве систем сенсорных эталонов выступают система геометрических форм, система цветов спектра, общепринятая шкала музыкальных звуков, система звуков речи и других [7;18].

2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: