Тема 2.1. Анализ операционный деятельности

РАЗДЕЛ 2. Операционный анализ.

Более подробная информация по данному разделу содержится в [5], [4], [8].

В разделе рассматриваются пять тем:

1. Анализ операционной деятельности.

2 Анализ формирования и использования ресурсного потенциала организации.

3. Анализ производства и реализации продукции.

4. Анализ маркетинговой деятельности организации.

5. Анализ себестоимости.

При работе с теоретическим материалом следует ответить на вопросы, приведенные в конце каждой темы, а также принять участие в практических занятиях №2, №3.

После проработки теоретического материала темы 2.1 следует выполнить тренировочный тест №4, темы 2.2 – тренировочный тест №5, темы 2.3 – тренировочный тест №6, темы 2.4 – тренировочный тест №7, темы 2.5 – тренировочный тест №8.

Изучение раздела заканчивается контрольным мероприятием: необходимо ответить на вопросы контрольных тестов №№ 4, 5, 6, 7 и 8. Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить по данному разделу, составляет (без учета контрольной работы) 29 баллов (4 балла за участие в практических занятиях и 25 баллов за тестирование).

Основы операционного анализа. Анализ безубыточности. Факторный анализ результативности операционной деятельности.

Объектом операционного (производственного) анализа служат взаимосвязи объемов и структуры производства продукции, затрат и операционной прибыли. Оперативный анализ позволяет установить причины формирования полученной прибыли, количественно оценить воздействие производственных факторов на её динамику, обосновать её прогнозное значение с учетом выявленных зависимостей.

В рамках операционного анализа первичным выступает показатель объема производства, так как от него напрямую зависит величина затрат. Характер зависимости операционных затрат от изменения объемов и структуры выпускаемой продукции и финансовые последствия этого является предметом изучения операционного анализа.

Одним из блоков операционного анализа является маржинальный анализ, позволяющий изучить зависимость прибыли от продаж объема реализованной продукции, переменных и постоянных расходов, а также цен на продукцию.

В процессе маржинального анализа определяются:

- порог рентабельности (безубыточный объем продаж);

- влияние факторов на критический безубыточный объем продаж;

- зона финансовой прочности;

- объем продаж для получения заданной прибыли от продаж.

В основу методики маржинального анализа положено деление операционных затрат в зависимости от их эластичности к изменению уровня деловой активности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование предельных величин. Предельные величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции. В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу. В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации (школа маржинализма).

Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес - планов, обосновании управленческих решений.

Маржинальный анализ является эффективным инструментом в операционном менеджменте. Он позволяет выбрать оптимальный вариант управленческих решений при наличии альтернатив. Основываясь на функциональной зависимости затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: