классного руководителя
Классный руководитель — уполномоченный коллектива учите- лей, преподающих в данном классе, главный воспитатель уча- щихся.
Классный руководитель выполняет следующие функции:
1) знакомится с семьями учащихся для того, чтобы знать, ка- кое влияние оказывается на них дома, и для того, чтобы свое- временно помочь им, если это влияние оказывается неблаго- приятным;
2) знакомит родителей с требованиями школы к учащимся по режиму дня, приготовлению уроков, привлечению учащихся к домашнему труду и др.;
3) стремится обеспечить единство требований школы и се- мьи;
4) для родителей регулярно устраивает лекции по отдельным вопросам, где говорится о средствах и методах, которыми семья может помочь школе в решении задач обучения, нрав- ственного, трудового, эстетического воспитания, укрепления здоровья детей;
5) дополняет лекции и доклады индивидуальными беседами с родителями учащихся, в ходе которых дает советы родите- лям по воспитанию конкретных качеств в их детях, указывает на черты их характера, требующие к себе более пристального внимания;
|
|
6) зная о материальных затруднениях в отдельных семьях, классный руководитель может через родительский комитет школы просить об оказании им материальной помощи за счет средств, выделяемых на эти цели государством;
7) привлекает родительскую общественность для помощи шко- ле (работа школьного и классного родительских комитетов);
8) привлекает родителей и к руководству школьными круж- ками, к организации и проведению экскурсий и коллектив- ных внеклассных мероприятий, а также к ознакомлению уча- щихся с различными профессиями.
Основными организационными формами работы классного ру- ководителя с родителями учащихся являются:
1) посещение семей учащихся и проведение бесед дома;
2) приглашение родителей в школу для проведения индиви- дуальных бесед;
3) регулярный созыв классных собраний;
4) проведение открытых родительских дней, когда классный руководитель беседует с родителями, пришедшими в школу получить педагогическую консультацию;
5) работа с родительским активом (проведение заседаний классного родительского комитета, распределение поручений между родителями и т. п.).
Следует отметить, что и посещение семей учащихся, и пригла-
шение родителей в школу практикуется не только в случаях пло- хого поведения или снижения успеваемости учащихся.
Особые трудности для начинающего классного руководителя
представляет проведение родительских собраний:
1) при проведении их допускаются педагогические и методи- ческие ошибки:
а) собрание начинается прямо с разбора успеваемости
|
|
и поведения отдельных учащихся;
б) не затрагиваются проблемы эмоционального состояния класса (излишняя возбудимость, подавленное состояние, общее недовольство учителями и т. д.)
в) не говорится о «средних учениках», обсуждаются толь- ко неуспевающие или успешные ученики.
2) не всегда соблюдается должный такт по отношению к ро- дителям провинившихся учащихся. Часто после таких собра- ний родители трудных учеников, которых при всех отчитывал классный руководитель, вообще перестают посещать собра- ния.
Правильные действия классного руководителя:
1) начиная беседу с родителями, надо их ознакомить с общи- ми задачами, трудностями и особенностями учебной работы отдельных учащихся, либо по группам, выделяя как тех уча-
щихся, которые заслуживают поощрения, и тех, которые вы- зывают тревогу и опасения учителей;
2) необходимо говорить о том положительном, что есть в каждом ребенке. Такой подход помогает расположить роди- телей к более откровенной беседе и совместной работе со школой для преодоления отрицательных моментов в поведе- нии ребенка;
3) полезно приглашать на такие собрания всех учителей, ра- ботающих в данном классе.
ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия
и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и род- ственными отношениями и объединяет супругов, детей и родите- лей, включающих одновременно несколько поколений.
Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основ- ные направления, включают:
1) формирование общечеловеческих ценностей и таких ка- честв, как честность и честь, достоинство и благородство, лю- бовь к людям и трудолюбие;
2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответст- венность за него.
Целями семейного воспитания являются:
1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встре- чающиеся на жизненном пути;
2) развитие интеллекта и творческих способностей, познава- тельных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей — все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.
Для эффективного семейного воспитания необходимо фор- мировать у самих родителей педагогически целесообразную на- правленность на постоянное и взаимополезное общение с соб- ственными детьми.
Значение воспитания детей в семье:
1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;
2) влияние родителей на собственных детей должно обеспе- чивать их физическое совершенство и моральную чистоту;
3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых роди- лись и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
В современных условиях дети нуждаются в воспитании:
1) разумной практичности;
2) делового расчета;
3) честной предприимчивости.
Вначале всем этим должны овладеть родители.
Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негатив- ным последствиям:
1) смещает в сознании детей систему нравственных ценно- стей, порождает потребительство;
2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.
Родители для детей — это жизненный идеал. В семье коорди- нируются усилия всех участников воспитательного процесса:
|
|
1) школы;
2) учителей;
3) друзей.
В зависимости от количества детей современные семьи делят- ся на:
1) многодетные;
2) малодетные;
3) однодетные;
4) бездетные.
По своему составу они могут быть:
1) однопоколенными (только супруги);
2) двухпоколенными (родители и дети);
3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.
Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи яв- ляется внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не заре- гистрировав брак.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:
1) идеальная;
2) средняя;
3) негативная, или скандально-раздражительная.
М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, назы- вает такие типы семей:
1) гармоничная;
2) распадающаяся;
3) распавшаяся;
4) неполная.
По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:
1) обеспечение выживания человека;
2) воспитание детей;
3) обеспечение безопасности;
4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (со- циальных, эмоциональных, экономических и др.) для полно- ценного индивидуального развития человека;
5) обеспечение социального контроля общего поведения лю- дей в обществе в рамках принятых норм поведения.
К второстепенным функциям семьи относят:
1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;
2) поиск и поддержание собственного «Я»;
3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;
4) самореализация в последующем поколении;
5) формирование разносторонней деятельности членов семьи. Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить прак- тически все потребности человека в развитии и сохранении лич-
ности.
Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во мно- гом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания — это наиболее значимые виды отношений родите- лей к ребенку, которые используются в качестве непосредствен- ных методов педагогического воспитания (учитывается вербаль- ное и невербальное общение).
|
|
Существуют следующие стили семейного воспитания: состя- зательный, попустительский, рассудительный, предупредитель- ный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.
Формирование стилей семейного воспитания ребенка проис- ходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказыва- ют влияние следующие факторы:
1) общественное мнение;
2) уровень нравственности семьи;
3) степень доверия научно-педагогической литературе;
4) темперамент родителей и близких родственников;
5) традиции семьи;
6) межличностные отношения родителей.
В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возмож- ность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положи- тельные и отрицательные нормы поведения, формировать лич- ные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возмож- ности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В непол- ных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.
Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих роди- телей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.
Содержание
ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука..................... 3
ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики............. 5
ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики............. 7
ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики...................... 9
ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими
гуманитарными науками............................... 11
ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология
педагогической науки»................................ 13
ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли
на ранних этапах человечества.......................... 15
ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире..... 17
ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика.................. 19
ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики
в России............................................. 21
ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России
после Второй мировой войны.......................... 23
ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного
развития мирового образовательного процесса........... 25
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики:
образование, воспитание, обучение..................... 27
ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность............ 29
ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие......... 31
ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система................ 33
ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология............. 35
ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача.................. 37
ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс.............. 39
ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования......... 41
ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования.... 43
ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное
явление и педагогический процесс...................... 45
ЛЕКЦИЯ № 23. Сущность, противоречия и логика образовательного процесса............................. 47
ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования
как фундамент базовой культуры личности.............. 49
ЛЕКЦИЯ № 25. Государственный
образовательный стандарт............................. 51
ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования..... 53
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы............ 55
ЛЕКЦИЯ № 28. Учебники............................. 57
ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения..................... 59
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения............ 61
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы
процесса обучения.................................... 63
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности
процесса обучения.................................... 65
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса
обучения............................................. 67
ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения................... 69
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения...................... 71
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения....... 73
ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения............. 76
ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические
методы обучения..................................... 78
ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение................. 80
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения........ 82
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели
организации обучения................................. 84
ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение............ 86
ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное
и компьютерное обучение............................. 88
ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение............. 90
ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей.............. 92
ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей.............. 94
ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие
образовательных учреждений........................... 96
ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы...................... 98
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения..................... 100
ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система.............. 102
ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма
работы в школе...................................... 104
ЛЕКЦИЯ № 52. Структура уроков разных типов......... 106
ЛЕКЦИЯ № 53. Внеклассная работа педагога........... 108
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения............ 110
ЛЕКЦИЯ № 55. Семинары, тренинги и диспуты
как одна из форм работы педагога..................... 112
ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация........................ 114
ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля
в школе............................................. 116
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения.......... 118
ЛЕКЦИЯ № 59. Классификация средств обучения
и их виды........................................... 120
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения........ 122
ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи
дидактики.......................................... 124
ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических
принципах и дидактических правилах.................. 126
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения.......... 128
ЛЕКЦИЯ № 64. Технологии обучения
педагогов-новаторов................................. 130
ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения
знаний и его функции................................ 132
ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика........... 134
ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля..................... 136
ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля..................... 138
ЛЕКЦИЯ № 69. Виды контроля....................... 140
ЛЕКЦИЯ № 70. Тестовый контроль.................... 142
ЛЕКЦИЯ № 71. Рейтинговый контроль................ 144
ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки
в учебном процессе.................................. 146
ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение
в начальной школе................................... 148
ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации
познавательной деятельности на уроке................. 150
ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации
внеклассной работы.................................. 152
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания.......... 155
ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе......... 157
ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание.............. 159
ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание.................. 161
ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание............... 163
ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитанияи его место
в целостной структуре образовательного процесса....... 165
ЛЕКЦИЯ № 82. Физическое воспитание............... 167
ЛЕКЦИЯ № 83. Общественное воспитание............. 169
ЛЕКЦИЯ № 84. Эстетическое воспитание.............. 171
ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание...................... 173
ЛЕКЦИЯ № 86. Коллективное воспитание............. 175
ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект
и субъект воспитания................................. 177
ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение.............. 179
ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные
направления деятельности классного руководителя...... 181
ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда
воспитания и развития ребенка........................ 184
Петрова О. О., Долганова О. В., Шарохина Е. В.
ПЕДАГОГИКА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Заведующая редакцией: А. Ю. Рагулина Выпускающий редактор: М. В. Елистратова Корректор: И. И. Ульянова
Технический редактор: Т. И. Федорова
Компьютерная верстка С. С. Бобрышевой
Формат: 84 × 108/32
Гарнитура: «Ньютон»