double arrow

ЛЕКЦИЯ№ 89. Функции и основные направления деятельности

4

классного руководителя

Классный руководитель— уполномоченный коллектива учите- лей, преподающих в данном классе, главный воспитатель уча- щихся.

Классный руководитель выполняет следующие функции:

1) знакомится с семьями учащихся для того, чтобы знать, ка- кое влияние оказывается на них дома, и для того, чтобы свое- временно помочь им, если это влияние оказывается неблаго- приятным;

2) знакомит родителей с требованиями школы к учащимся по режиму дня, приготовлению уроков, привлечению учащихся к домашнему труду и др.;

3) стремится обеспечить единство требований школы и се- мьи;

4) для родителей регулярно устраивает лекции по отдельным вопросам, где говорится о средствах и методах, которыми семья может помочь школе в решении задач обучения, нрав- ственного, трудового, эстетического воспитания, укрепления здоровья детей;

5) дополняет лекции и доклады индивидуальными беседами с родителями учащихся, в ходе которых дает советы родите- лям по воспитанию конкретных качеств в их детях, указывает на черты их характера, требующие к себе более пристального внимания;

6) зная о материальных затруднениях в отдельных семьях, классный руководитель может через родительский комитет школы просить об оказании им материальной помощи за счет средств, выделяемых на эти цели государством;




7) привлекает родительскую общественность для помощи шко- ле (работа школьного и классного родительских комитетов);


8) привлекает родителей и к руководству школьными круж- ками, к организации и проведению экскурсий и коллектив- ных внеклассных мероприятий, а также к ознакомлению уча- щихся с различными профессиями.

Основными организационными формамиработы классного ру- ководителя с родителями учащихся являются:

1) посещение семей учащихся и проведение бесед дома;

2) приглашение родителей в школу для проведения индиви- дуальных бесед;

3) регулярный созыв классных собраний;

4) проведение открытых родительских дней, когда классный руководитель беседует с родителями, пришедшими в школу получить педагогическую консультацию;

5) работа с родительским активом (проведение заседаний классного родительского комитета, распределение поручений между родителями и т. п.).

Следует отметить, что и посещение семей учащихся, и пригла-

шение родителей в школу практикуется не только в случаях пло- хого поведения или снижения успеваемости учащихся.

Особые трудности для начинающего классного руководителя

представляет проведение родительских собраний:

1) при проведении их допускаются педагогические и методи- ческие ошибки:

а) собрание начинается прямо с разбора успеваемости

и поведения отдельных учащихся;

б) не затрагиваются проблемы эмоционального состояния класса (излишняя возбудимость, подавленное состояние, общее недовольство учителями и т. д.)



в) не говорится о «средних учениках», обсуждаются толь- ко неуспевающие или успешные ученики.

2) не всегда соблюдается должный такт по отношению к ро- дителям провинившихся учащихся. Часто после таких собра- ний родители трудных учеников, которых при всех отчитывал классный руководитель, вообще перестают посещать собра- ния.

Правильные действия классного руководителя:

1) начиная беседу с родителями, надо их ознакомить с общи- ми задачами, трудностями и особенностями учебной работы отдельных учащихся, либо по группам, выделяя как тех уча-


щихся, которые заслуживают поощрения, и тех, которые вы- зывают тревогу и опасения учителей;

2) необходимо говорить о том положительном, что есть в каждом ребенке. Такой подход помогает расположить роди- телей к более откровенной беседе и совместной работе со школой для преодоления отрицательных моментов в поведе- нии ребенка;

3) полезно приглашать на такие собрания всех учителей, ра- ботающих в данном классе.


ЛЕКЦИЯ90. Семья как субъект педагогического взаимодействия

и социокультурная среда воспитания и развития ребенка

Семьяявляется начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и род- ственными отношениями и объединяет супругов, детей и родите- лей, включающих одновременно несколько поколений.



Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основ- ные направления, включают:

1) формирование общечеловеческих ценностей и таких ка- честв, как честность и честь, достоинство и благородство, лю- бовь к людям и трудолюбие;

2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответст- венность за него.

Целями семейного воспитанияявляются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встре- чающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познава- тельных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей — все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо фор- мировать у самих родителей педагогически целесообразную на- правленность на постоянное и взаимополезное общение с соб- ственными детьми.

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспе- чивать их физическое совершенство и моральную чистоту;


3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых роди- лись и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных условиях дети нуждаются в воспитании:

1) разумной практичности;

2) делового расчета;

3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь— это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негатив- ным последствиям:

1) смещает в сознании детей систему нравственных ценно- стей, порождает потребительство;

2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители для детей — это жизненный идеал. В семье коорди- нируются усилия всех участников воспитательного процесса:

1) школы;

2) учителей;

3) друзей.

В зависимости от количества детей современные семьи делят- ся на:

1) многодетные;

2) малодетные;

3) однодетные;

4) бездетные.

По своему составу они могут быть:

1) однопоколенными (только супруги);

2) двухпоколенными (родители и дети);

3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.

Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи яв- ляется внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не заре- гистрировав брак.


В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:

1) идеальная;

2) средняя;

3) негативная, или скандально-раздражительная.

М. И. Буянов,пользуясь исследованиями социологов, назы- вает такие типы семей:

1) гармоничная;

2) распадающаяся;

3) распавшаяся;

4) неполная.

По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:

1) обеспечение выживания человека;

2) воспитание детей;

3) обеспечение безопасности;

4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (со- циальных, эмоциональных, экономических и др.) для полно- ценного индивидуального развития человека;

5) обеспечение социального контроля общего поведения лю- дей в обществе в рамках принятых норм поведения.

К второстепенным функциям семьи относят:

1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;

2) поиск и поддержание собственного «Я»;

3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;

4) самореализация в последующем поколении;

5) формирование разносторонней деятельности членов семьи. Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить прак- тически все потребности человека в развитии и сохранении лич-

ности.

Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во мно- гом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания — это наиболее значимые виды отношений родите- лей к ребенку, которые используются в качестве непосредствен- ных методов педагогического воспитания (учитывается вербаль- ное и невербальное общение).


Существуют следующие стили семейного воспитания: состя- зательный, попустительский, рассудительный, предупредитель- ный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.

Формирование стилей семейного воспитания ребенка проис- ходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказыва- ют влияние следующие факторы:

1) общественное мнение;

2) уровень нравственности семьи;

3) степень доверия научно-педагогической литературе;

4) темперамент родителей и близких родственников;

5) традиции семьи;

6) межличностные отношения родителей.

В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возмож- ность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положи- тельные и отрицательные нормы поведения, формировать лич- ные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возмож- ности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В непол- ных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.

Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих роди- телей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.


Содержание

ЛЕКЦИЯ1. Педагогика как наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ЛЕКЦИЯ2. Объект и предмет педагогики . . . . . . . . . . . . . 5

ЛЕКЦИЯ3. Задачи и функции педагогики . . . . . . . . . . . . . 7

ЛЕКЦИЯ4. Методы педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

ЛЕКЦИЯ5.Связь педагогики с другими

гуманитарными науками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология

педагогической науки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

ЛЕКЦИЯ7. Зарождение педагогической мысли

на ранних этапах человечества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

ЛЕКЦИЯ8. Воспитание и школа в античном мире . . . . . 17

ЛЕКЦИЯ9. Зарубежная педагогика . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

ЛЕКЦИЯ10. Развитие школы и педагогики

в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

ЛЕКЦИЯ11. Образование в России

после Второй мировой войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

ЛЕКЦИЯ12.Ведущие тенденции современного

развития мирового образовательного процесса . . . . . . . . . . . 25

ЛЕКЦИЯ13.Основные категории педагогики:

образование, воспитание, обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

ЛЕКЦИЯ14.Педагогическая деятельность. . . . . . . . . . . . 29

ЛЕКЦИЯ15.Педагогическое взаимодействие . . . . . . . . . 31

ЛЕКЦИЯ16.Педагогическая система . . . . . . . . . . . . . . . . 33

ЛЕКЦИЯ17.Педагогическая технология . . . . . . . . . . . . . 35

ЛЕКЦИЯ18.Педагогическая задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

ЛЕКЦИЯ19.Образовательный процесс . . . . . . . . . . . . . . 39

ЛЕКЦИЯ20.Цели и содержание образования . . . . . . . . . 41


ЛЕКЦИЯ21.Структура непрерывного образования . . . . 43

ЛЕКЦИЯ22.Образование как общественное

явление и педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

ЛЕКЦИЯ23.Сущность, противоречия и логика образовательного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

ЛЕКЦИЯ24.Содержание образования

как фундамент базовой культуры личности . . . . . . . . . . . . . . 49

ЛЕКЦИЯ25.Государственный

образовательный стандарт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

ЛЕКЦИЯ26.Содержание начального образования. . . . . 53

ЛЕКЦИЯ27.Учебные планы и программы. . . . . . . . . . . . 55

ЛЕКЦИЯ28.Учебники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

ЛЕКЦИЯ29.Процесс обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

ЛЕКЦИЯ30.Функции процесса обучения . . . . . . . . . . . . 61

ЛЕКЦИЯ31.Структурные элементы

процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

ЛЕКЦИЯ32.Законы и закономерности

процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

ЛЕКЦИЯ33.Совершенствование процесса

обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

ЛЕКЦИЯ34.Принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

ЛЕКЦИЯ35.Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

ЛЕКЦИЯ36.Классификация методов обучения . . . . . . . 73

ЛЕКЦИЯ37.Методы устного изложения . . . . . . . . . . . . . 76

ЛЕКЦИЯ38.Наглядные и практические

методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

ЛЕКЦИЯ39.Развивающее обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . 80

ЛЕКЦИЯ40.Сущность проблемного обучения . . . . . . . . 82

ЛЕКЦИЯ41.Современные модели

организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

ЛЕКЦИЯ42.Блочно-модульное обучение . . . . . . . . . . . . 86

ЛЕКЦИЯ43.Программированное

и компьютерное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88


ЛЕКЦИЯ44.Компенсирующее обучение . . . . . . . . . . . . . 90

ЛЕКЦИЯ45.Обучение «трудных» детей . . . . . . . . . . . . . . 92

ЛЕКЦИЯ46.Обучение одаренных детей . . . . . . . . . . . . . . 94

ЛЕКЦИЯ47.Типология и многообразие

образовательных учреждений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96

ЛЕКЦИЯ48.Авторские школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

ЛЕКЦИЯ49.Формы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100

ЛЕКЦИЯ50.Классно-урочная система . . . . . . . . . . . . . . 102

ЛЕКЦИЯ51.Урок как основная форма

работы в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

ЛЕКЦИЯ52.Структура уроков разных типов. . . . . . . . . 106

ЛЕКЦИЯ53.Внеклассная работа педагога . . . . . . . . . . . 108

ЛЕКЦИЯ54.Лекция как форма обучения. . . . . . . . . . . . 110

ЛЕКЦИЯ55.Семинары, тренинги и диспуты

как одна из форм работы педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

ЛЕКЦИЯ56.Консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114

ЛЕКЦИЯ57.Экзамен и тест как методы контроля

в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116

ЛЕКЦИЯ58.Понятие о средствах обучения . . . . . . . . . . 118

ЛЕКЦИЯ59.Классификация средств обучения

и их виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120

ЛЕКЦИЯ60.Технические средства обучения . . . . . . . . 122

ЛЕКЦИЯ61.Дидактика. Предмет и задачи

дидактики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124

ЛЕКЦИЯ62.Понятие о дидактических

принципах и дидактических правилах . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

ЛЕКЦИЯ63.Понятие технологии обучения. . . . . . . . . . 128

ЛЕКЦИЯ64.Технологии обучения

педагогов-новаторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130

ЛЕКЦИЯ65.Сущность контроля усвоения

знаний и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

ЛЕКЦИЯ66.Педагогическая диагностика . . . . . . . . . . . 134

ЛЕКЦИЯ67.Методы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136

ЛЕКЦИЯ68.Формы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138


ЛЕКЦИЯ69.Виды контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140

ЛЕКЦИЯ70.Тестовый контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142

ЛЕКЦИЯ71.Рейтинговый контроль . . . . . . . . . . . . . . . . 144

ЛЕКЦИЯ72.Оценки и отметки

в учебном процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146

ЛЕКЦИЯ73.Безотметочное обучение

в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148

ЛЕКЦИЯ74.Формы организации

познавательной деятельности на уроке . . . . . . . . . . . . . . . . . 150

ЛЕКЦИЯ75.Основные формы организации

внеклассной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152

ЛЕКЦИЯ76.Методы и формы воспитания . . . . . . . . . . 155

ЛЕКЦИЯ77.Проблемы воспитания в школе . . . . . . . . . 157

ЛЕКЦИЯ № 78. Нравственное воспитание. . . . . . . . . . . . . . 159

ЛЕКЦИЯ № 79. Трудовое воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161

ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание . . . . . . . . . . . . . . . 163

ЛЕКЦИЯ81.Сущность воспитанияи его место

в целостной структуре образовательного процесса . . . . . . . 165

ЛЕКЦИЯ82.Физическое воспитание . . . . . . . . . . . . . . . 167

ЛЕКЦИЯ83.Общественное воспитание . . . . . . . . . . . . . 169

ЛЕКЦИЯ84.Эстетическое воспитание . . . . . . . . . . . . . . 171

ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173

ЛЕКЦИЯ86.Коллективное воспитание . . . . . . . . . . . . . 175

ЛЕКЦИЯ87.Коллектив как объект

и субъект воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177

ЛЕКЦИЯ88.Дистанционное обучение . . . . . . . . . . . . . . 179

ЛЕКЦИЯ89.Функции и основные

направления деятельности классного руководителя . . . . . . 181

ЛЕКЦИЯ90.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда

воспитания и развития ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184


Петрова О. О., Долганова О. В., Шарохина Е. В.

ПЕДАГОГИКА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Заведующая редакцией: А. Ю. Рагулина Выпускающий редактор: М. В. Елистратова Корректор: И. И. Ульянова

Технический редактор: Т. И. Федорова

Компьютерная верстка С. С. Бобрышевой

Формат: 84 × 108/32

Гарнитура: «Ньютон»




4




Сейчас читают про: